Словинцы
Или словенцы (сами себя они называют Slovenci, но в русской литературе больше известно старое книжное название С., которое, кстати, имеет отличие и от словенский = словацкий. Впрочем, некоторые словисты, напр. В. И. Ламанский, рядом со "словинский" в том же значении употребляют и "словенский") — один из самых небольших славянских народов. С. Живут главным образом в горной стране Штирийских Альпов и плоскогорья Карста, образуя более или менее сплошные массы главным образом в цислейтанских провинциях Австрии и отчасти в Венгрии и Италии. В Австрии С. Живут в Крайне, в южной части Штирии, в юго-вост. Каринтии (Хорутании), в Герце и Градиске, в небольшой части северо-зап. Истрии. В Венгрии — в частях комитатов Саладского, Железного и Веспримского.
В Италии — в Резьянской долине (Удинский округ), составляя большинство населения лишь в Крайне, Герце и Градиске. В Австрии их числится ок. 1175 тыс., в Венгрии — ок. 60000, в Италии — ок. 33000 чел. Некоторые слависты причисляют к С. Еще часть обитателей так наз. Провинциальной Хорватии (в жупаниях Вараждинской, Загребской и Крижевацкой), Между-Мурья, венгерских комитатов Шомодского и Крижевского, северной Истрии и Приморья — так называемых кайкавцев, язык которых (кайкавщина) является переходною ступенью от словинского к хорватскому. Но национальность их до сих пор еще вполне не выяснена (есть мнение, что они — охорваченные С.). Название С. (или словенцы), происшедшее непосредственно от племенного словене (как назывались, вероятно, еще сравнительно недавно словаки, а у нас новгородские славяне), общеупотребительно преимущественно в Штирии, Хорутании (Каринтии) и Приморье.
В Крайне же, где словинский элемент населения является главенствующим, народ себя и свой язык называет "краинским" или "краньским". Вместо общего племенного названия употребляются чаще всего областные названия. Кралицы, приморцы, корошцы (Koroško — Каринтия), штаерцы (штирийцы). Рядом с ними существует множество местных названий. В старину в употреблении было название хорутане (в латинск. Форме Carantani), встречающееся еще у нашего летописца Нестора и у чешского Далимида. Немцы же и до сих пор зовут С. Виндами (Winden), а язык их — виндским (windische Sprache). Начало истории застает С. На гораздо большей территории. В VII—XI вв. Они занимали всю Каринтию, всю Штирию, Ракусы (собств. Австрию) на правом берегу Дуная, часть Зальцбурга и Тироль.
Об этом свидетельствуют как письменные исторические памятники, так и встречающиеся в большом количестве в этих областях местные славянские названия. С. Появляются здесь в конце VI ст., вытесненные аварами из Паннонии. На новой родине они попали в тяжелые условия, сразу же став во враждебные отношения и с двигавшимися по их следам аварами, и со своими новыми итальянскими и немецкими соседями, и даже с Византией. Уже в 595 г. Они вступают в борьбу с баварским вождем в Пустертале. В середине VII ст. Они примыкают на некоторое время к обширной славянской монархии Само (см.), но после ее распадения снова принуждены были вести упорную борьбу со своими соседями. Они ведут, иногда с успехом, войны с герцогами Фриульскими и Баварскими, но все-таки подчиняются сначала баварцам, затем франкам.
Первым из виндских князей подчинился Борут в 750 г., а в конце того же столетия, при Карле Вел., и все хорутане должны были признать над собою власть франков. Сперва за ними еще оставалась некоторая тень самостоятельности в виде мелких туземных князьков, служивших, впрочем, только посредниками между верховною властью и покоренным народом. Но вскоре эти князьки исчезают, и славянское население попадает в полное подчинение немецким герцогам и маркграфам. Вместе с тем оканчивается навсегда независимое существование этих славянских земель, которые в виде княжества Хорутанского (Каринтия или Карантания) и славянской Украйны (нынешняя Крайна, часть Каринтии и часть Штирии), или Виндской Марки, входят в состав немецкой империи, а потом Австрии.
Ранняя утрата политической самостоятельности и подчинение сильным соседям, а также раннее (VII—VIII вв.) принятие христианства от итальянских и немецких проповедников, с латинским богослужебным языком, поставили С. Лицом к лицу с миром западноевропейским, германо-романским. Отрезанный от других славянских племен, словинский народ примкнул к этому миру, подчинился ему и воспринял его культуру. Только в конце XVIII ст. У С. Начинает замечаться пробуждение национального самосознания, выразившееся в стремлении народолюбцев (патриотов) к изучению родного языка. Вслед за этим, уже в настоящем столетии, начинают появляться зачатки словинской литературы (см.). Патриотические писатели сумели расшевелить и привлечь простой народ, войдя в его практические интересы.
Способствовала этому большая сравнительно с другими ненемецкими народами Австрии свобода. Как искренним и надежным "австрийцам" С. Разрешается иметь просветительные общества, основывать школы, иметь гимназии, издавать газеты и журналы и т. П. Периодическая печать С. (более 30 изданий) посвящена распространению полезных знаний в народ, защите его национальных и политических прав и, главным образом, заботам о более широком развитии народной речи. Словинский язык употребляется в качестве преподавательского в начальных народных школах большей части словинской земли и допущен в нескольких средних школах. В Крайне, отчасти в Штирии и Каринтии за ним признаются некоторые права и в местной администрации. Почти все С.
Католики. Протестантов числится лишь около 15 тыс. См. В. Ф. Клун, "Словенцы, этнограф. Очерк" ("Русск. Беседа", 1857, III). Janez Trdina, "Zgodovina Slovenskega naroda" (Люблян., 1866). Jan. Majcigerin M. Puteršnik, "Slovanstvo. Prvni del Slovenci. Založila in na svitlo dala Matica Slovenska" (без года, с картой). J. Śuman, "Die Slowenen" (Вена, 1881. "Die Völker Oesterreich-Ungaras", X т.).Ир. П..
Дополнительный поиск Словинцы
На нашем сайте Вы найдете значение "Словинцы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Словинцы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 8 символа