Бодхисатва

115

Бодхисаттва (санскр. Bodhisattva, пали bodhisatta, букв. «существо, стремящееся к просветлению»), в буддийской мифологии человек (или какое-нибудь другое существо), который принял решение стать буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений - сансары и спасти все живые существа от страданий. Концепции В. Мифологий хинаяны и махаяны совпадают в общих чертах. Однако, по хинаяне, путь Б. Прошли только бывшие будды (их число не превышает 24) и будда современной эпохи Шакьямуни, а также пройдёт будда будущего мирового порядка - Майтрея, все остальные люди могут достичь лишь состояния архата. Таким образом, число Б. В хинаяне невелико, и путь Б. Не считается универсальным. В махаяне путь Б.

Доступен для всех (поэтому махаяну называют и бодхисатваяной - колесницей В.). Число Б. В махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в других мирах (число которых тоже приближается к бесконечности). Путь Б. Начинается с «поднятия духа просветления» (бодхичиттотпада), после чего Б. (обычно в присутствии какого-нибудь будды или другого Б.) даёт обеты спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своём пути шесть парамит - духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), Б. Достигает «противоположного берега», т. Е. Нирваны. С помощью парамит Б. Добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием Б.

Поскольку будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие Б. (махасаттвы - «великие существа») предпочитают остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы, пока все живые существа не спасены.Путь Б. Разделён на уровни (бхуми). В ранних махаянских сутрах этих уровней семь, но примерно с 3 в. Н. Э. Их число увеличивается до десяти. Длительность пути Б. Равняется примерно трём «неисчислимым кальпам» (каждая - миллионы лет), причём в течение первой достигается только первый уровень, в течение второй - седьмой, а в течение третьей - десятый. На своём пути Б. Перерождается много раз, причём в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре.

Б. Десятого уровня может сам выбирать форму своего существования, он даже может одновременно иметь несколько воплощений.В пантеон махаяны в качестве Б. Включены реально существующие люди, которых впоследствии (а отчасти уже прижизненно) наделили мифологическими чертами. Среди них - индийские учителя и теоретики буддизма (Нагарджуна, Шантидева, Асанга и др.), основатели тибетских школ буддизма (Цзонкаба, Марпа и др.). Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические Б. Имена их встречаются уже в самых ранних махаянских сутрах. В «Садхар-мапундарике» упоминается 23 Б., в «Вималакиртинирдеше» - более 50. В литературе махаяны часто приводится список из восьми Б. Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри, Майтрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкамбхин.

К ним иногда прибавляют ещё двух - Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю. В Индии наиболее популярными были Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея, в Китае и в Японии - Авалокитешвара (Гуань-инь, Каннон) и Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо), в Тибете и в Монголии - Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри. Мифологические Б. Принадлежат к определённым буддам (напр., Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи) и представляют собой активный аспект данного будды. В мифологии ваджраяны каждому из пяти дхьянибудд (см. В ст. Будда) соответствует определённый Б. Таким образом, мифологические Б. Не обязательно прошли путь Б„ иногда они скорее эманации будд. Из мифологических Б. Могут эманировать другие Б. И идамы (напр., Ямантака - из Манджушри).

В Тибете высшие духовные иерархи считаются воплощениями мифологических Б. (далай-лама и Кармапа считаются воплощениями Авалокитешвары).Лит. Dayal Н., The Bodhisattva doctrine in Buddhist Sanskrit literature, L., 1932. The jewel ornament of liberation, translated and annotated by Н. V. Guenther, L. 1959.Л. Э. Мялль.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Бодхисатва

бодисатва (санскр. Тот, чья сущность — просветление), по представлениям буддистов, наставник, ведущий людей по пути внутреннего совершенствования и тем приближающий их к освобождению от земных страданий. В то же время состояние Б. — ступень на пути к состоянию высшего просветления и достижения нирваны (См. Нирвана), т. Е. К состоянию Будды (См. Будда). Культ Б. Появился с развитием северного буддизма — Махаяны. В начале новой эры титул Б. Стал даваться даже смертным людям (например, индийскому ..

Бодхисатва

БОДХИСАТВА (бодисатва) (санскритское. Тот - чья сущность - просветление), в буддизме махаяны идеальное существо, которое, в отличие от архата хинаяны, выступает прежде всего как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны. В основе идеала Бодхисатва в махаяне - космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью.. ..

Бодхисатва

Ступень, святой, наставник. ..

Бодхисатва

Бодисатва (санскр. Тот, чья сущность просветление), - по представлениям буддистов - наставник, ведущий живые существа к просветлению. Учение о Б. Появилось в буддизме в начале н. Э. С развитием Махаяны. В начале н. Э. Титул Б. Стал даваться смертным людям (напр., знаменитому инд. Поэту, философу и драматургу Ашвагхоша (ум. 194, по кит. Источникам)). В Махаяне 8 главных Б., самый популярный из них Авалокитешвара, затем Манджушри, Майтрейя, Ваджрапани и т. Д. Наивысшего развития культ Б. Достиг в ..

Бодончар

В мифологии монгольских народов предок Чингисхана, сын праматери рода Чингисхана Алан-гоа. Б. Родился спустя некоторое время после смерти Добун-мергена, мужа Алан-гоа (в некоторых вариантах - вместе с двумя братьями). Его отцом было небесное (солнечное) божество, которое приходило к Алан-гоа после заката в виде жёлтого человека, а уходило перед восходом в облике жёлтого пса [совмещение двух концепций происхождения героя. Небесного (солярного) и тотемического]. В тюркских генеалогиях Чингисхана ч..

Бодхи

(санскр. И пали bodhi, букв. «пробуждение»), один из основных терминов буддийской мифологии, обозначающих высшие состояния сознания. Духовное просветление. Достижение В. Не является прекращением дальнейшего духовного развития личности. Все направления буддизма признают существование нескольких уровней Б. В произведениях махаяны выводится разделение между «наивысшим истинным пробуждением» (санскр. Anuttarâ samyaksambodhi) и пробуждением шраваков (т. Е. Архатов) и пратьекабудд (санскр. Sravakaprat..

Бодхисатва и Брахман

Как-то блуждая по земле магадхов, бодхисатва остановился в одной из брахманских деревень Была пора сева. Уже запрягли быков в плуги Дымился котел. Работникам раздавали пищу Блаженный подошел к месту раздачи и в свой черед подставил чашу для пищи. Видя это, брахман, следивший за раздачей, сказал. — Прежде чем есть, я пашу и сею. И ты, странник, сначала вспаши свое поле и посей свои зерна, а потом насыщайся. — Так я и делаю, — ответил бодхисатва. — Но что-то я не вижу у тебя упряжки, быка, плуга,..

Бодхисатва и Раб

Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, бодхисатва возродился в семье богатого сеттхи В тот день, когда жена родила ему сына, родился мальчик и у его рабыни Дети росли вместе Когда сын бодхисатвы стал ходить к учителю, юный раб провожал его, нес ученическую доску и ожидал, когда окончится урок Так он обучился грамоте, а затем постиг несколько ремесел и со временем стал красивым и образованным юношей Исполняя обязанности эконома, он однако, тяготился положением раба и часто думал ..

Дополнительный поиск Бодхисатва Бодхисатва

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бодхисатва" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бодхисатва, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 10 символа