Велс

173

Виелoна, в балтийской мифологии бог загробного мира и скота. Польский автор 16 в. Я. Ласицкий упоминает Виелону (Vielona) как бога душ, которому приносят жертвы, чтобы он охранял («пас») души умерших. В 17 в. Г. Стендер сообщает о Велсе (Wels) - боге мёртвых, которому были посвящены дни мёртвых (Welli. Ср. Литов. Véle, «душа», veles, «тени усопших», слова того же корня, что и В.). В. Связан со скотом и др. Животными (у Стендера - «божьи кони», «божьи быки» и «божьи птицы»). По сообщению автора 17 в. Эйнхорна, В. Был посвящён месяц октябрь - Wälla-Mänes (ср. Латыш. Велю мате, «мать мёртвых», их заступницу). Связь В. Со скотом очевидна в ритуале литовского праздника скерстувес, когда совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне - Езагулису (Ezagulis у Ласицкого) прийти за стол с мёртвыми и принять участие в трапезе (ср.

Белорусский обычай осенью приглашать дедов - предков к столу). Достоверность этого свидетельства подтверждается сведениями об обряде кормления мёртвых в день поминовения усопших - литов. Vellnës, veliat. Латыш. Velu laiks, «время В.». На том же празднике сжигались кости животных (ср. Восточнославянский обряд сжигания «коровьей смерти» в день св. Власия, покровителя скота, см. Велес). В балтийской традиции существуют особые приметы и поверья о т. Н. «мёртвой кости». Латыш. Vela kauls, литов. Navikaulis, ср. Рус. Навья косточка, хетт. Uallaš haštai. Само название и ритуальное использование этой кости связывают божество мёртвых, покойника и скот. Мифологические реконструкции позволяют утверждать, что некогда B. Входил в схему основного мифа восточнобалтийской традиции как противник громовержца Перкунаса (см.

Балтийская мифология) и обладатель похищенного скота (см. Также Велняс). Наиболее надёжные мифологические соответствия образу В. - славянский «скотий бог» Велес (позже - св. Власий), древнеиндийские демоны Вала, Вритра - противники громовержца - и др. (см. Индоевропейская мифология). Связь «скотьего бога» с царством мёртвых объясняется древним индоевропейским представлением о загробном мире как о пастбище (ср. Др.-греч. Название его -Нλύσιος λειμών- Елисейские поля с тем же корнем uel-, а также тохарск. A wäl, «умирать», walu и лувийск. Ulant, «мёртвый»).Лит. Gimbutas М., Velinas, «Proceedings of the Second Conference on Baltic Studies», 1970. Ее же, The Lithuanian, god Velnias. В кн. Myth in Indo-European antiquity, Berk., 1974.в.

В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Велс

ВЕЛС (Виелона) - в балтийской мифологии хтоническое божество, охраняющее души умерших. Считался также богом скота.. ..

Велс

Речка, см. Велсуй.. ..

Велитры

(Velitrae). Город вольсков в Лациуме, место рождения императора Августа.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Велняс

Велинас, Велнс (литов. Velnias, vçlinas, латыш. Velns, «чёрт»), в балтийской мифологии демон - противник громовержца Перкунаса. В. Похищает у Перкунаса скот, прячется от преследования, оборачиваясь камнем, деревом, змеем, животным, человеком и т. Д. (иногда сам В. Снабжён атрибутами скота, напр. Рогами и копытами). Громовержец бьёт в В. Молнией и поражает его, возвращая себе скот. В. Связан с водой (литов. Velnio akis, латыш. Velna acis «глаз В.» - «окно в болоте»), строит в воде плотины или кам..

Велунд

Вёлюнд (др.-исл. Volunðr), зап.-герм. Виланд, в скандинавской героической мифологии («Песнь о Вёлюнде» в «Старшей Эдде») чудесный кузнец, властитель альвов, женатый на «лебединой деве» - валькирии. В., захваченный во сне в плен королём ньяров Нидудом (который заставляет В. Только для него изготовлять искусные изделия), освобождается из плена, улетев чудесным образом по воздуху, предварительно убив сыновей Нидуда и изнасиловав его дочь. Английский фрагмент «Вальдера» (10-11 вв.) знает В. Как отца..

Вельзевул

Веельзевул (Beelzebul, Beezebub, Beelzebub), в христианских представлениях демоническое существо. В Евангелиях рассказывается, что фарисеи и книжники называли Иисуса Христа В. Или утверждали, что он изгоняет бесов силою В., «князя бесов» (Матф. 10, 25. 12, 24 и 27. Мк. 3, 22. Лук. 11, 15-19). Это первое текстуально засвидетельствованное упоминание слова «В.». Переводчик и комментатор Библии Евсевий Иероним (4 - нач. 5 вв.) связывал имя «В.» с именем упоминаемого в Ветхом завете бога филистимлян ..

Дополнительный поиск Велс Велс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Велс" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Велс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 4 символа