Гюль-ябани

120

(«пустынный демон», от араб. Гул, «чудовище-демон» и перс. Ябан, «пустыня»), в мифологиях турок, азербайджанцев (также гуляйбаны, биабан-гули), киргизов (гульбиябан), таджиков (гул, гул ёвони) низший дух. Образ восходит к мусульманскому гул. У турок и азербайджанцев Г.-я. - злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. По поверьям азербайджанцев, имеет черты оборотня, по ночам любит ездить на лошади, запутывает ей гриву, если его поймать и воткнуть в ворот его одежды иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека, но будет делать всё наоборот. В западных районах Азербайджана Г. Нередко отождествляли с вредоносным духом воды ардов. У киргизов Восточного Памира и таджиков считалось, что он обитает в пустынных местах (у таджиков - в горных лесах), человекоподобен, отличается крупными размерами и неприятным запахом, покрыт серой (чёрной) шерстью, имеет вывернутые назад ступни (вариант.

Когти на ногах и руках). Являясь людям, он разговаривает с ними человеческим голосом, нередко предлагает бороться, но одолеть его могут только физически сильные люди.Лит. Гордлевский В. А., Избр. Соч., т. 3, М., 1962, с. 301-02. Розенфельд А.З., О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (в связи с легендой о «снежном человеке»), «Советская этнография», 1959, № 4. Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, I960, с. 217-18.В. Н. Басилов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Гэлы

В мифологии ирландских кельтов гэлы, по преданию, считались потомками сынов Мил Эспэйна, которые сумели победить богов Туатха Де Данаан и стать правителями Ирландии и в то же время - первыми людьми, поселившимися на острове. В позднейшие времена имя гэлы употребляется применительно к жителям Ирландии и части Шотландии, особенно к тем из них, кто говорит на гэльском языке.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Гэльские Аргонавты

См. Глава 8.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Да Дерги Приют

В мифологии ирландских кельтов хозяином приюта Да Дерги считался один из вождей Лейнстера. Приют был местом, где всегда охотно принимали странников. Именно в приюте Да Дерги остановился Конэйр Мор во время своего похода, нарушив тем самым гейс, или заклятие, запрещавший ему делать это см. Глава 11). Приют - нечто вроде постоялого двора на дороге (прим. Перев).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Да Зоджи

Дада 3оджи, в дагомейской мифологии глава пантеона богов земли. Согласно мифам, Д. 3. И его жена Ньохве Анану, - первые близнецы, рождённые Маву-Лиза. Маву отдаёт им все богатства и, повелев им населить землю, поручает управление ею.е. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Гюль-ябани Гюль-ябани

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гюль-ябани" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гюль-ябани, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 10 символа