Гюль-ябани
(«пустынный демон», от араб. Гул, «чудовище-демон» и перс. Ябан, «пустыня»), в мифологиях турок, азербайджанцев (также гуляйбаны, биабан-гули), киргизов (гульбиябан), таджиков (гул, гул ёвони) низший дух. Образ восходит к мусульманскому гул. У турок и азербайджанцев Г.-я. - злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. По поверьям азербайджанцев, имеет черты оборотня, по ночам любит ездить на лошади, запутывает ей гриву, если его поймать и воткнуть в ворот его одежды иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека, но будет делать всё наоборот. В западных районах Азербайджана Г. Нередко отождествляли с вредоносным духом воды ардов. У киргизов Восточного Памира и таджиков считалось, что он обитает в пустынных местах (у таджиков - в горных лесах), человекоподобен, отличается крупными размерами и неприятным запахом, покрыт серой (чёрной) шерстью, имеет вывернутые назад ступни (вариант.
Когти на ногах и руках). Являясь людям, он разговаривает с ними человеческим голосом, нередко предлагает бороться, но одолеть его могут только физически сильные люди.Лит. Гордлевский В. А., Избр. Соч., т. 3, М., 1962, с. 301-02. Розенфельд А.З., О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (в связи с легендой о «снежном человеке»), «Советская этнография», 1959, № 4. Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, I960, с. 217-18.В. Н. Басилов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Гюль-ябани
На нашем сайте Вы найдете значение "Гюль-ябани" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гюль-ябани, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 10 символа