Демиург
(греч.δημιουργός, «ремесленник». «мастер», «созидатель», букв. «творящий для народа»), мифологический персонаж, созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путём изготовления. Его деятельность подобна деятельности настоящего ремесленника. В мифологии Д. Часто являются такие персонажи, как гончар, кузнец, ткач. Однако функции Д. Шире непосредственно ремесленных. Так, бог-кузнец Гефест делает щит, представляющий собой модель мировой жизни, Ильмаринен выковывает солнце и луну, чудесное сампо (ср. Дагомейск. Гу и других афр. Кузнецов), египетский бог Хнум создаёт мир и людей на гончарном круге, индийский Вишвакарман, ваятель, плотник, кузнец, является божественным творцом мира.
Во многих мифологиях Д. Сливается с более абстрактным образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, как Д., но космос в целом и не только путём изготовления, но и более «идеальными» способами, посредством магических превращений, простым словесным называнием предметов и т. П., как египетский Птах, создающий мир «языком и сердцем», или Яхве (ср. Афр. Богов-громовников (Мулунгу, Моримо, Мyкypy, вызывающих людей, и др.). Так, Хнум, создающий весь мир, уже очень близок богу-творцу, но остаётся Д. По способу творения (ср. Вишвакарман). Д. Часто выступает как помощник верховного божества.Д., изготавливающий ранее не существовавшие объекты, сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удалённые, скрытые и т.
Д. (представления о Д. Возникают параллельно или стадиально позднее). Практически в архаических мифологиях функции Д. И культурного героя (иногда с преобладанием какого-либо из этих аспектов) выполняются одним персонажем - племенным (тотемным) зооморфным, и позднее антропоморфным первопредком-прародителем (ср. Создание людей Д.), который зачастую действует как трикстер или в паре (особенно в близнечных мифах) со своим антагонистом-трикстером. Постепенно, с усилением «космичности» этого персонажа (сопровождающимся иногда переселением его в один из других миров, большей частью на небо. См. Верх и низ), эти функции дифференцируются, но подобный синкретизм (или его рудименты) может сохраняться и на более поздних стадиях.В литературе термин «Д.» применяется также для обозначения мифологического персонажа, наделённого функциями созидания лишь космических объектов, природы, в отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру.В античности термин «Д.» приобрёл мифолого-философское значение.
У пифагорейца Филолая Д.- принцип, сохраняющий сущность вещей, несмотря на их текучесть (В 21). У софиста Крития - мировой ум (В 19). У Платона в диалоге «Тимей» Д. - творец космоса, благой отец, создающий небо, землю и её обитателей (28 С - 29 А, 41 АВ и др.). Д. - устроитель космоса встречается и у Аристотеля (frg. 13 Rose). Неоплатоническая разработка учения о Д. Принадлежит Проклу (в комментарии на диалог Платона «Тимей»). У гностиков Д. - творческое начало, производящее материю, отягощенную злом.Е. М. Мелетинский.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Демиург
На нашем сайте Вы найдете значение "Демиург" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Демиург, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа