Дравидская Мифология

130

Мифология населяющих Индию дравидских народов (тамилов, малаяльцев, телугу, каннара и др.). Собственно о Д. М. Можно говорить в связи с дравидским, точнее протодравидским, этносом в эпоху, предшествующую становлению индуизма, и в настоящее время - в связи с архаическими мифологическими представлениями, сохранившимися на уровне сельской жизни и у сравнительно отсталых, не имеющих письменности, дравидских племён. Именно они сохраняют ещё самобытные космогонические и этиологические мифы, в которых главную роль играет богиня-созидательница, богиня-мать. Могут быть прослежены также отголоски мифов о потопе и некой прародине дравидов, покинутой ими в незапамятные времена (в некоторых легендах отождествляемой с затонувшим материком Лемурией, или Гондваной).Д.

М. Оказала влияние на индуистскую мифологическую традицию, которая вобрала в себя и переработала множество дравидских представлений, но одновременно в значительной мере подчинила себе Д. М. Так, в письменной культуре дравидов господствуют индуистские космологические и этиологические представления, но и бесписьменные народы многое заимствуют из санскритской культуры (часто довольно своеобразно. Например, у некоторых из них в качестве демиурга выступает Бхимасена - Бхима древнеиндийского эпоса). В свою очередь на Д. М. Оказали влияние представления аборигенных племён (прежде всего, видимо, мунда), а ряд идей и образов Д. М. Восходит частично к протоиндийской культуре Мохенджо-Даро и Хараппы (см. Протоиндийская мифология).Влияние индуистской мифологии на дравидские народы началось задолго до новой эры, но в наиболее ранних литературных памятниках южной Индии, сборниках поэзии на тамильском языке «Восемь антологий» и «Десять песен» (1-3 вв.

Н. Э.) это влияние ещё незначительно. В то же время эти сборники являются ценным источником сведений о мифологических и религиозных представлениях тамильского общества начала новой эры. В это время Южной Индии была уже знакома государственность, но чрезвычайно сильны были идеалы родо-племенного строя. К тому же рядом с дравидскими племенами существовали другие племена не дравидского и не арийского происхождения. Чрезвычайной пестроте - социальной, культурной, этнической соответствовала пёстрая и запутанная картина местной мифологии. Из неё, однако, можно выделить ряд своеобразных дравидских мифологических идей и понятий.Характерной чертой Д. М. Является отсутствие пантеона и развитых образов богов. В центре её - представление о жизненной энергии, силе, которая может быть благой, проявляясь в плодородии, процветании, в продолжении рода, а может иметь опасный, устрашающий характер.

С этой силой были связаны различные духи и неопределённые божества, которых, как правило, трудно умилостивить, мучающие, опасные. Поклонялись не только им, но и различным объектам природы - растениям, водоёмам и особенно горам и камням. Камни устанавливались на местах погребений, у оград домов, на полях битв - на месте гибели воинов. Камни, воплощавшие представления о различных божествах и духах, помещались на специальных платформах, чаще всего под деревьями (этот обычай сохраняется и сейчас в сельских местностях).В связи с человеком жизненная сила наиболее ярко проявляется как сакральная сила царя, предводителя племени, охранителя блага и безопасности подданных, и как сексуальная женская энергия. Эта энергия, одновременно и благая, и разрушительная, способная к накоплению и трате, метафорически представляемая образом огня (ср.

Понятие тапаса в индуизме), обожествлялась дравидами, что нашло отражение во взаимосвязанных культах богини целомудрия (Каннахи или Паттини), богини-матери, богини-покровительницы.Богиня-мать известна у дравидских народов под многими именами и в различных ипостасях. Она предстаёт как грозная, кровожадная Коттравей, богиня войны и смерти, которая сливается затем с образом Дурги. Её почитают на Малабаре под именем Бхагавати, а в районе Мадуры - как богиню оспы и других опасных болезней Мариямма. Богиня-покровительница предстаёт также в образе богини леса и растительности, а также в образах многих местных богинь, опекающих селения и жителей.Сыном Коттравей считается Муруган. Это бог войны, охоты, победы.

Впоследствии Муруган стал рассматриваться как Сканда-Картикейя, сын Шивы. Также был инкорпорирован в индуизм в качестве Вишну Тирумаль, божество пастушеских племён.Следует отметить широкое распространение культа змей, которые ассоциировались с дождём, плодородием, богатством и часто рассматривались как хранители домашнего очага. Другим почитаемым животным, культ которого чрезвычайно древен и связывает мифологию дравидов с протоиндийской, был буйвол (сейчас культ буйвола ярче всего представлен у племени тода). Жертвоприношение буйвола связано, видимо, с древней земледельческой символикой и культом женского, материнского начала.Процесс инкорпорации местных культов в индуизм и распространения северо-индийской мифологии на юге, видимо, отражён в мифе об Агаттияре (Агастье), ведийском брахмане, принёсшем югу язык и литературу.

Этот процесс был вполне завершён к сер. 1-го тыс. Н. Э. Во всяком случае мифологическим отражением религиозного и поэтического движения бхакти у тамилов, начавшегося в 6-7 вв. Н. Э., была вишнуитская и шиваитская мифология, опиравшаяся преимущественно на санскритские источники. Веды, эпос, пураны. В дальнейшем, однако, возникла самобытная тамильская пураническая традиция, основанная на жизнеописании поэтов-бхактов, почитавшихся на юге Индии в качестве святых.В Д. М. Существует также группа мифов и легенд, связанных с зарождением дравидской (точнее тамильской) образованности и поэтического искусства. Часть их касается Агаттияра, часть - т. Н. Санги, давшей начало поэтической тамильской традиции.Лит. Сообщение об исследовании протоиндийских текстов, Proto Indica.

1972, Сборник статей, ч. 1-2, М., 1972. Повесть о браслете. Шилаппадикарам, пер. С тамил., М., 1966. Nilakanta Sastri, The development of religion in South India, Bombay, 1963. White head Н., The village gods of South India, 2 ed., Calcutta, 1921.А. М. Дубянский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Доу-шэнь

(«божество оспы»), в поздней китайской мифологии божество оспы. Изображение Д. Ш. Ставилось в небольших храмах, на перекрёстках дорог и в самых глухих местах. В некоторых местах Д.-ш. Считалось женским божеством, в других - мужским. Изображается с лицом, обезображенным оспинами. Д.-ш. В женской ипостаси называлась также Д.-ш. Няннян («матушка богиня оспы») или Тяньхуа няннян («матушка оспы» от названия оспы тяньхуа, «небесные цветы»), обычно считавшаяся божеством, предохраняющим детей от оспы, и..

Дох

В кетской мифологии первый великий шаман, культурный герой, установивший основные законы. Один из участников сотворения мира, создавший остров (первую сушу в мировом океане) с помощью гагары, нырнувшей на дно моря и доставшей тину со дна. Связь Д. С гагарой (видимо, первоначально тотемическая) обнаруживается и в кетском и югском (сымском) предании о сыне Д., который, падая с неба на землю, обернулся гагарой. Хотя он и кричал людям, бившим его камнями, что он человек, но люди (юги) не распознали ..

Драки

В фольклоре Великобритании водяные существа, охотящиеся за женщинами. Они оборачиваются красивыми блюдами и, как только женщина хватает посуду, принимают свое безобразное обличье и утаскивают жертву на дно, где она становится нянькой их детей. Но часто человек заключает с драком договор. Тогда он верно служит человеку, носясь по небу в виде огненной ленты и доставляя своим хозяевам молоко, зерно, хлеб и яйца. В его обязанности входит и уход домашней скотиной. Драк ничего не требует у своего хозя..

Дракон

(Draco, Δράχων). Первый законодатель Афин. Законы его были так строги, что назначали смерть за всякое преступление, поэтому получили название кровавых. Дракон жил около 620 г. До Р. X. Так как законы Дракона оказались неудовлетворительными, то скоро их заменили законы Солона (594 г. До Р. X).(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Дравидская Мифология Дравидская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дравидская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дравидская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 20 символа