Дох

176

В кетской мифологии первый великий шаман, культурный герой, установивший основные законы. Один из участников сотворения мира, создавший остров (первую сушу в мировом океане) с помощью гагары, нырнувшей на дно моря и доставшей тину со дна. Связь Д. С гагарой (видимо, первоначально тотемическая) обнаруживается и в кетском и югском (сымском) предании о сыне Д., который, падая с неба на землю, обернулся гагарой. Хотя он и кричал людям, бившим его камнями, что он человек, но люди (юги) не распознали в нём человека и убили его «в оболочке гагары». Мотив сына на небе, как и участие в сотворении мира, сближает Д. С богом Есем. Д. Поднимался на белом олене на небо, затыкал чёрными оленями небесную щель, сквозь которую провалился на землю один из небесных жителей, затем возвращённый Дохом на небо.

Д. Является противником Хоседэм, которая пытается овладеть душой или сердцем Д. Пока Д. Летал вместе с птицами на юг зимовать к Томэм («мать-жара»), она убила и съела сына Д., после чего тот отправляется вниз по Енисею (в царство мёртвых), чтобы убить Хоседэм, но взятые им с собой железный молот и деревянный ошейник разбиваются о Хоседэм, которая проклинает Д. (поэтому на небе все дрова, которые пытаются расколоть люди Д., оказываются железными). Д. Возил Хоседэм на нартах с неба на землю и истрепал её в клочья. Когда Д. Со своими людьми отправляется на небо (к Есю), его жена нарушает запрет и берёт с собой грязное бельё, из-за чего Д. И вся его семья гибнут. Их поражает огнём мать шести громов, убитых до этого Дохом.

Д. Принял мать громов за сиротку - Маленького грома, за что и поплатился жизнью. Главный атрибут Д. - шаманский бубен. Характерной чертой Д. В мифах является увлечённое шаманское камлание (он продолжает камлать даже когда жена сообщает ему о смерти сына) и способность к оборотничеству (он возвращается на небо из перелёта на юг «в оболочке мухи»). Млечный путь, согласно кетскому астральному мифу, называется следом Д., потому что его проложил Д., поднимавшийся к солнцу (есть миф о браке с ним Д.). Предполагается, что в конце света Д. Восстанет из небытия вслед за Альбэ).В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Дох

Старинное индейское оружие, род короткого меча.. ..

Дох

Давать/ дать дох кому. Арх. Давать отдохнуть оленям во время езды. СРНГ 7, 257. СРНГ 8, 158.. ..

Дох

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Доу-му

(«матушка ковша»), в поздней китайской мифологии божество, ведающее жизнью и смертью, обитающее на звёздах Большой Медведицы. Изображается с четырьмя лицами и восемью руками, в которых держит лук, копьё, меч, флаг, голову дракона, пагоду, солнце и луну. Д.-м. Почиталась как даосами, так и буддистами. У буддистов Д.-м. Считается божеством света и охранительницей от войн. Под влиянием буддизма Д.-м. Стали изображать сидящей на лотосе с короной бодхисатвы на голове. У неё три глаза, один посредине ..

Доу-шэнь

(«божество оспы»), в поздней китайской мифологии божество оспы. Изображение Д. Ш. Ставилось в небольших храмах, на перекрёстках дорог и в самых глухих местах. В некоторых местах Д.-ш. Считалось женским божеством, в других - мужским. Изображается с лицом, обезображенным оспинами. Д.-ш. В женской ипостаси называлась также Д.-ш. Няннян («матушка богиня оспы») или Тяньхуа няннян («матушка оспы» от названия оспы тяньхуа, «небесные цветы»), обычно считавшаяся божеством, предохраняющим детей от оспы, и..

Дравидская Мифология

Мифология населяющих Индию дравидских народов (тамилов, малаяльцев, телугу, каннара и др.). Собственно о Д. М. Можно говорить в связи с дравидским, точнее протодравидским, этносом в эпоху, предшествующую становлению индуизма, и в настоящее время - в связи с архаическими мифологическими представлениями, сохранившимися на уровне сельской жизни и у сравнительно отсталых, не имеющих письменности, дравидских племён. Именно они сохраняют ещё самобытные космогонические и этиологические мифы, в которых ..

Драки

В фольклоре Великобритании водяные существа, охотящиеся за женщинами. Они оборачиваются красивыми блюдами и, как только женщина хватает посуду, принимают свое безобразное обличье и утаскивают жертву на дно, где она становится нянькой их детей. Но часто человек заключает с драком договор. Тогда он верно служит человеку, носясь по небу в виде огненной ленты и доставляя своим хозяевам молоко, зерно, хлеб и яйца. В его обязанности входит и уход домашней скотиной. Драк ничего не требует у своего хозя..

Дополнительный поиск Дох Дох

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дох" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дох, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 3 символа