Единорог

246

Мифическое животное (в ранних традициях с телом быка, в более поздних - с телом лошади, иногда козла), именуемое по наиболее характерному признаку - наличию одного длинного прямого рога на лбу. Самые ранние изображения Е. (как однорогого быка) встречаются в памятниках культуры 3-го тыс. До н. Э., в частности на печатях из древних городов долины Инда - Мохенджо-Даро и Хараппы, представляя собой один из наиболее значимых священных образов. Символ Е. Отражается и в «Атхарваведе» (в мифе о потопе, во время которого Ману привязал корабль к рогу Е.), и в «Махабхарате». С воздействием этой позднейшей индийской традиции исследователи связывают появление образа Е. В западноазиатских (ближневосточных) и раннеевропейских мифологических системах.

Греческая (Ктесиас, Аристотель) и римская (Плиний Старший) традиции рассматривали Е. Как реально существующего зверя и связывали его происхождение с Индией (или Африкой). В переводах Ветхого завета с Е. Идентифицировали зверя r'çm (евр., «лютый зверь»). Символика Е. Играет существенную роль в средневековых христианских сочинениях, восходящих к греческому тексту «Физиолога» (2-3 вв. Н. Э.). Е. Рассматривается как символ чистоты и девственности. Согласно «Физиологу», Е. Может приручить только чистая дева. Отсюда - более поздняя христианская традиция, связывающая Е. С девой Марией и с Иисусом Христом.Сюжеты, связанные с Е., встречаются и в восточном (включая китайский и мусульманский), и в западноевропейском (немецкая сказка о портном и семи мухах) фольклоре.

В русских «азбуковниках» 16-17 вв. Е. Описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в его роге.Именем Е. Названо экваториальное созвездие (лат. Monoceros). Символ Е. Занимает существенное место в геральдике. Е. Изображался как на династических и государственных (напр., шотландском, а позднее британском), так и личных гербах, в т. Ч. В 18 в. На гербах некоторых русских знатных родов, в частности графа П. И. Шувалова, в бытность которого начальником оружейной канцелярии получил развитие введённый на Руси ещё в 16 в. Обычай называть «инрогами» («единорогами») артиллерийские орудия (с изображением Е.). Рогу Е., под видом которого в средневековой Европе распространялись бивни китов-нарвалов (именуемых также единорогами), приписывались целебные свойства при лечении различных болезней, укусов змей (по фольклорным представлениям, Е.

Своим рогом очищает воду, отравленную змеем) и пр.Символ Е., широко представленный в мистических сочинениях и изобразительном искусстве европейского средневековья (сцена укрощения Е. Девой получила отражение в пластическом декоре фрейбургского и эрфуртского соборов, в книжной миниатюре, на гобеленах, в частности на гобелене кон. 15 в. «Дева и единорог» из парижского музея Клюни), воскрешается теми писателями 20 в., которые ориентировались на эту мифопоэтическую традицию. В стихотворении Р. М. Рильке «Einhorn» («Единорог») Е., на лбу которого «сиял, как башня в лунном свете, рог», описывается как «вырвавшийся из преданья» зверь, замыкающий собою «весь цикл преданий» (цитаты в переводе К. П. Богатырёва).Лит. Atz С., Die Jagd des sagenhaften Einhorns als Sinnbild der Menschwerdung, «Archiv für christliche Kunst., 1906, Bd 29, S.

93-95. Cook A. S., The old English physiologus. New Haven, 1921. Druce G. C., Mediaeval bestiaries and their Influence in ecclesiastical decorative art, «Journal of the British archaeological association», 1919, new ser., v. 25-26. Fentress М., Indus charms and urns. A look at religious diversity at Harappa and Mohenjodarо, в сб. Man and environment, v. 3, Ahmedabad, 1979, p. 99-104 (илл.). James М. R., The bestiary. L., 1928. Kuntze F., Die Jagd des Einhorns in Wort und Bild, «Archiv für Kulturgeschichte», 1907. Bd 5, S. 273-310. 1908, Bd 6, S. 94-98. Lauchert F., Geschichte des Phyiologus, Strassburg, 1889. Sbordone F., Ricerche sulle fonti e sulla composizione del physiologus greco, Napoli, 1936. Shepard O., The lore of the unicorn, Boston, 1930.

Strzygowski J., Der Bilderkreis des griechischen Physiologus, Lpz., 1899. White В., Medieval animal lore, "Anglia", 1954, т. 72, N 1.В. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Единорог

IЕдиноро́г млекопитающее семейства дельфинов подотряда зубатых китов. То же, что Нарвал. IIЕдиноро́г (латинское Monoceros) экваториальное созвездие, наиболее яркая звезда 3,8 визуальной звездной величины (См. Звёздная величина). Наилучшие условия для наблюдений в декабре — январе. Видно на всей территории СССР. См. Звездное небо (См. Звёздное небо). IIIЕдиноро́г (от названия мифического зверя с прямым рогом на лбу) старинное русское артиллерийское орудие. Один из сохранившихся Е. — пищаль-инрог ..

Единорог

ЕДИНОРОa - мифическое животное с телом быка, лошади или козла и одним длинным прямым рогом на лбу. Единорог - символ чистоты и девственности.. ..

Единорог

ЕДИНОРОГ, мифическое животное с телом быка, лошади> или козла и одним длинным прямым рогом на лбу. Единорог - символ> чистоты и девственности.. ..

Единорог

См. Нарвал.. ..

Единорог

Нарвал. ..

Единорог

Старинное русское артиллерийсское гладкоствольное орудие. Единороги-гаубицы (1757) сопровождали пехоту в бою, существовали до сер. 19 в. (до введения нарезных орудий).. ..

Единорог

1. М.Морское животное семейства дельфинов с длинным бивнем в верхней челюсти. Нарвал.2. М.1) Фантастическое животное, изображаемое в виде лошади с одним рогом на лбу.2) Старинное артиллерийское гладкоствольное орудие с отлитым на стволе изображением такого животного.. ..

Единорог

ЕДИНОРО́Г -а. М.. ..

Единорог

-а, м. 1. Морское млекопитающее сем. Дельфиновых с длинным бивнем в виде рога. 2. Геральдическое изображение лошади с рогом на лбу. 3. Старинное артиллерийское гладкоствольное орудие.. ..

Единорог

Единорога, м. (книжн.). 1. Морское животное из отряда китообразных с длинным роговым бивнем на морде. То же, что нарвал (зоол.). 2. Фантастическое животное, изображаемое на гербах в форме лошади с одним рогом на лбу. 3. Старинное артиллерийское орудие (воен. Истор.).. ..

Единорог

(лат. Monoceros), экв. Созвездие. ..

Единорог

– старинное русское гладкоствольное орудие. Е. – гаубицы (1757 г.) сопровождали пехоту в бою, существовали до введения нарезных орудий в середине XIX в.. ..

Единорог

Единорог (евр. Реем. Греч. Монокерос). Это слово обозначает сильное дикое животное (Чис 23:22. Иов 39:9-12. Пс 21:22. 28:6. 91:11), вероятно, подразумевается вымерший предок дикого быка (Bos primigenius), (аккад. Риму). Сцена охоты на Е. С колесницы изображена на золотой вазе из Рас-Шамры (сер. II тысячел. До Р.Х.). Известно также, что Тиглатпаласар I (ок. 1100 г. До Р.Х.) охотился на него в Сирии. На ассир. Рисунках, на к-рых это животное изображено в профиль, виден один рог. См. Охота.. ..

Египт

(Эгипт, Египет) — сын Бела (сына Посейдона и Ливии) и Анхинои, брат Даная, Кефея и Финея. Эпоним Египта. Отец 50 сыновей, силой взявших в жены 50 дочерей Даная (см. Данаиды). Его сыновья. Линкей и др.// Н.А. Кун. ДАНАИДЫ(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Еда

Пища. Значение E. В мифологии многообразно и в самом общем виде определяется её местом в противопоставлении природа - культура. Принадлежа первоначально (по происхождению, по составу частей и т. П.) природе, E. Используется уже как продукт культуры, как результат перехода от природы к культуре. В этом смысле E. Нейтрализует это противопоставление и является медиатором. Эволюция E., в частности отражённая в мифологических материалах, в общих чертах следует конкретным реализациям противопоставлени..

Езус

Эзус (лат. Esus), в мифологии кельтов Галли бог. «Гневный», по выражению упоминавшего о нём римского поэта 1 в. Лукана, он требовал жертв, повешенных на дереве (т. Н. Бернские схолии к Лукану, 10 в.). Иконографический тип бога (представленный на галло-римских рельефах алтарей из Парижа и Трира) подтверждает связь Е. С деревьями, изображая его (бородатого или безбородого) около дерева с подобием серпа (топора?) в руке. Жест его, возможно, воспроизводит момент друидического ритуала поклонения омел..

Ел

Эл, в мифологии ингушей и чеченцев подземный мир мёртвых, управляемый богом Ел-да. Согласно ранним представлениям, Е. Находится на западе. Солнце днём освещает этот свет, а ночью - Е. (другой вариант. Светилом Е. Является луна). Умершие ведут в Е. Земной образ жизни, только работают по ночам, когда к ним приходит солнце. Грешники в Е. Получают возмездие (согласно одному из древних сказаний, скряга стала в Е. Собакой, привязанной на цепи).В сказаниях о нарт-орстхойцах Е. Находится под землёй, в н..

Единорог

"Самым злобным и диким зверем считается Ликорн или Моноцерос. Телом он подобен коню, голова как у оленя, ноги как у слона, из лба его выделяется один черный рог в два локтя длиной. Утверждают, что эту тварь нельзя поймать живой. Один удар рога единорога убивает слона. К числу врагов единорога относился также и лев. Им приходилось немало сражаться. В средние века бестиарии утверждали, что единорога может поймать девственница. Вот как его ловят. Перед ним ставят девственницу, и он кладет ей голову..

Единорог

Мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве. ..

Единорог

Символизирует лунное женское начало, целомудрие, чистоту, девственность, совершенное добро, достоинство, силу разума и тела, неподкупность. Слияние двух рогов в один означает единство противоположностей и неделимую власть государя. Единороги иногда изображаются по обе стороны от Древа Жизни, как его стражи. Сражение льва и единорога символизирует солнечные и лунные силы и пары противоположностей. Единорог - правитель вод, его рог помогает обнаружить в воде яд и обезвредить его. У астрологов един..

Дополнительный поиск Единорог Единорог

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Единорог" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Единорог, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 8 символа