Ен

201

В коми мифологии бог-демиург. Родствен удмуртскому богу неба Инмару и, видимо, финскому Ильмаринену. В дуалистических космогонических мифах коми Е. Противостоит своему брату Омолю (или Кулю) как творец хорошей и праведной части мира создателю всего плохого и злого. Согласно одному из мифов, Е. И Омоль вылупились из двух яиц, снесённых уткой в первичном океане, куда упали ещё четыре яйца. Мать просит детей достать яйца и разбить их о её тело. Сама она поднимается в воздух и, бросаясь вниз, разбивается о воду. Когда Е. Ныряет за яйцом, Омоль покрывает море льдом, но Е. Разбивает лёд громом и молнией и творит землю из яйца на теле матери (ср. Создание мира из яйца Вяйнямёйненом). Из другого яйца он делает себе помощников.

Омоль создаёт луну и злых духов из двух других яиц. По иным вариантам мифа, Е. И Омоль плавали по мировому океану в образах лебедя и гагары (иногда летали как два голубя, сидели в первозданном болоте в виде двух лягушек). Лебедь сильнее гагары - он повергает её в ужас громовыми раскатами своего голоса. Гагара по приказу Е. Приносит земли со дна, и они создают землю. Земля достаётся Е. Омоль просит для себя лишь места, достаточного для того, чтобы воткнуть в землю кол. Из отверстия в земле он выпускает злых духов, гадов, вредных животных. Е. Творит небо (а также звёзды, солнце, леса, реки и т. Д.). Тогда соперник - Омоль строит второе небо, Е. - третье и т. Д. До семи небес, которые имеют цвета радуги. Затем Е. Громом низвергает Омоля и злых духов на землю, где те рассеиваются по лесам, болотам, рекам.

По просьбе Омоля Е. Разделил земные богатства между людьми и злыми духами - лешими (см. Ворса), водяными - васа и т. П.В мифах о создании Е. Людей очевидно влияние христианства. Е. Лепит мужчину (Адама) из глины, а Омоль - женщину. Е. Дуновением в лицо наделяет людей душой, заповедует им жить и размножаться, не грешить и удаляется на небо на двенадцать лет. Жена Адама по наущению Омоля убивает своих двенадцать дочерей, за что Е. Проклинает её, превращает в смерть и заточает под землю.Е. Возвращается на землю в облике гончара и встречает Омоля (по другим вариантам, - Антуса) во главе орды злых духов. Омоль похваляется, что может со своей ордой затмить весь свет и спрятаться даже в четырёх горшках Е. Он влезает в горшки со всей нечистью, а Е.

Закрывает сосуды и прячет их в подземный мир, в ад. Лишь один горшок разбивается, и часть нечистой силы остаётся на земле.Довершив творение, Е., как и многие демиурги в других мифологиях, удаляется от дел на небо, где живёт в лучшей избе (которую иногда показывает людям - это северное сияние) и владеет большим богатством. Согласно одному из мифов, там он прижил с женщиной, сотворённой Омолем, детей - богов Войпеля и Йому.Лит. Плесовский Ф. В., Космогонические мифы коми и удмуртов, в сб. Этнография и фольклор коми, Сыктывкар, 1972.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ен

От евр. «айн» или «айн», т.е. Источник, — слово, которое присоединяется ко многим еврейским наименованиям местностей, равно как и арабское «айн», которое имеет то же значение. Напр., «Ен-Гадди». Ср. «Айн».. ..

Ен

Ен, ф-ма от сущ. См. Аин ("источник"). Обычно составная часть геогр. Названий (напр., Ен-Риммон и др.).. ..

Елта

(«хлебное зерно»), в мифологии ингушей бог злаков, покровитель диких животных. Один из сыновей бога Селы. От него зависит успешная охота. Е. Иногда помогает людям против воли Селы. Согласно сказанию, Е. В тайне от своего отца стал покровительствовать одному нуждающемуся мальчику. Благодаря Е., урожай на пашне мальчика был много лучше, чем у других. Разгневанный Села не раз приказывал своим подчинённым истребить урожай, однако Е. Удавалось своевременно предупредить мальчика и его мать. У мальчика..

Еминеж

В нартском эпосе адыгов чудовище, олицетворение сил, враждебных нартам. Е. Сочетает в себе черты бляго и иныжа. Е., как и бляго, зарится проглотить солнце. Подобно иныжу, обладает необыкновенной физической силой, но глуп. Е. Летает, вызывает явления, аналогичные грому и молнии. Живёт в крепости за семью горными цепями и семью морями, где солнце заходит за край неба. Крепость его опоясана семью крепостными стенами, а её единственные ворота - огромные мечи, которые смыкаются и рассекают любого, кт..

Енох

Энох (евр. Hãnôk, истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель». Греч.Ένώχ), в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства. 1) старший сын Каина, назвавшего его именем город (Быт. 4, 17-18, - по генеалогии, считающей Каина старшим сыном Адама). 2) потомок Адама в седьмом поколении (по другой генеалогии, считающей старшим сыном Адама не Каина, а Сифа), прадед Ноя, отец Мафусаила. Ветхозаветный рассказ о Ё. (Быт. 5, 21-24) отличается краткостью и загадочностью. Врем..

Ерванд И Ерваз

Еруанд и Еруаз, в армянской мифологии братья-близнецы, рождённые от связи с быком женщиной из царского рода Аршакуни, отличавшейся огромным ростом, крупными чертами лица, чрезмерной чувственностью. Е. И Е. Наделены функциями культурных героев. Ерванд, став царём Армении, строит город, храмы. Главным жрецом нового храма в Багаране он назначает Ерваза. От взгляда Ерванда, наделённого магической силой (дурным глазом), лопался гранит. В эпосе «Випасанк» Ерванд - то злой вишап, то добрый царь (ср. Ар..

Дополнительный поиск Ен Ен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ен" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 2 символа