Енох

203

Энох (евр. Hãnôk, истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель». Греч.Ένώχ), в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства. 1) старший сын Каина, назвавшего его именем город (Быт. 4, 17-18, - по генеалогии, считающей Каина старшим сыном Адама). 2) потомок Адама в седьмом поколении (по другой генеалогии, считающей старшим сыном Адама не Каина, а Сифа), прадед Ноя, отец Мафусаила. Ветхозаветный рассказ о Ё. (Быт. 5, 21-24) отличается краткостью и загадочностью. Время жизни Ё. - 365 лет (число, вызывающее ассоциации с числом дней солнечного года. Ср. Роль этого числа в символике Митры, в гностицизме - см. Абраксас). Далее сказано. «и ходил Енох пред богом. И не стало его, потому что бог взял его».

Эти скупые данные породили обширную традицию позднеиудейских легенд, получившую отголоски в раннем христианстве, в исламе (см. Идрис), в каббалистической литературе. В легендах о Е. Выделяются следующие основные мотивы. Е. - культурный герой, основатель письменности (и прообраз благочестивого писца, исполняющий «канцелярские» обязанности даже в потустороннем мире), иногда основатель астрологии (переосмысление солярно-космических мотивов?). Ё. - образец мистического общения с богом и аскетического уединения для этого общения (ср. Мотив встречи царя-законодателя с божеством, напр., в греческом мифе о Миносе и Зевсе). Согласно поздним версиям в еврейских «Книге праведного» и «Мидраше Абот», он уходил в затвор для молитвы и лишь по велению бога выходил оттуда к людям - сначала через каждые три дня, затем раз в неделю, в месяц, в год.

Ё. - религиозный наставник человечества, учивший словом и примером, «образ покаяния для поколений» (Иис. Сир. 44, 15), прототип пророка, мудреца. Ё. - праведный царь, законодатель и миротворец, первоверховный «правитель правителей» человечества, правление которого, явившее подобие универсального и справедливого царства солнца (мотив, живущий не только в мифологическом оформлении древних монархий и политических утопий, но и в одном из эпитетов Иисуса Христа - «Солнце справедливости», восходящем к Малах. 4, 2 - ср. Сказанное выше о солярных чертах образа Е.), продолжалось, по некоторым поздним версиям, 243 = 35 лет. Это была светлая полоса жизни человечества между «порчей» во времена патриарха Еноса (когда, по мнению еврейской экзегезы к Быт.

4, 26, люди научились идолопоклонству и магическим манипуляциям именем Яхве) и ещё большим растлением перед потопом. Е. - человек, «взятый богом» на небо - первый в ряду образов, которые в иудейско-христианской традиции мыслятся как телесно сохраняемые живыми где-то в «ином» мире в ожидании часа возвращения в «этот» мир (ср. Судьбу Илии, иногда - Мельхиседека, редко - Моисея. Ср. Христианские представления о телесном воскресении и вознесении Христа, следующих за его смертью, и ожидающемся его втором пришествии и др.). Целое направление эсхатологически ориентированной иудейской литературы, отчасти предшествовавшей, отчасти современной раннему христианству (книга Е., дошедшая до нас в эфиопском переводе. Отличная от неё книга Е.

Праведного, дошедшая в славянском переводе. Т. Н. 3-я книга Е., фрагменты еврейского и арамейского текстов которой были открыты только в 50-х гг. 20 в. В Кумране. 2 в.), описывает водворение Е. В запредельных покоях небесного двора, сообщение ему тайн устройства небес и божественно-ангельского управления космосом, наконец, дарование ему сана «мата-трона» (собств. «метатрон» - «стоящий у престола»), т. Е. Дворецкого или визиря в царстве Яхве. Этот сан иногда приобретает черты богочеловеческого достоинства. Е. - человек, поставленный над ангелами, как домоправитель над слугами (иудаистическое предвосхищение христианского образа Марии как «царицы ангелов»). Во время путешествия Е., взятого богом на небо, тому открываются тайны прошлого и будущего, он «видит» предстоящий приход «сына человеческого», воскресение мёртвых, наказание грешников в аду и воздаяние праведным в раю, восстание нечестивых ангелов против бога и их наказание (ср.

Иуд. Б). Е. Призван быть в отношении к истории «свидетелем Яхве» против грешных людей, а в своём качестве «великого писца» - небесным летописцем и как бы протоколистом, измеряющим правой мерой все дела человеческие. Свидетельское служение Е. Должно получить кульминацию и завершение во времена конечной борьбы, т. Е., по христианским представлениям, во времена антихриста. Слова Апокалипсиса. «и дам двум свидетелям моим, и они будут пророчествовать 1260 дней..., и когда кончат они свидетельство своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города...» (11, 3 и 7-8), - относимы церковной традицией к Е. И Илие, которые, таким образом, изъяты из действия закона естественной смерти для того, чтобы в конце времён принять смерть мученическую.

Эсхатологическая роль Е. Оттеняется его близостью к Адаму, к сотворению мира. Через него «самое начало» непосредственно связывается с «самым концом».Целый ряд символов, используемых в книге Е. (путешествие человека на небо. Древо жизни, источники мёда и молока, которые видит Е., в славянской версии - семь небес, которые он посещает. Север как символ мира мёртвых и др.) имеют далеко идущие параллели в евразийских (в частности, сибирских) шаманистских традициях. Ср. Также шумеро-аккад. Традицию - образы Зиусудры (Ут-напишти), а также седьмого допотопного царя Энмендуранны, наделённого сходными с Е. Чертами. В то же время книга Е., связывающая кумранскую литературу с новозаветной, свидетельствующая о преемственности кумранской эсхатологической традиции и последующей раннехристианской апокалиптики, обращена не столько к символике прошлого, сколько к будущему.Интерес мистических кругов иудаизма, не говоря уже о христианах, к фигуре Е.

(как и к фигуре Мельхиседека) часто казался ортодоксальному рационализму раввинов подозрительным. В экзегетическом талмудистском трактате «Берешит рабба» (25, 1) приведены попытки дискредитировать праведность Е. (по мнению рабби Айбу, «Е. Был двуликим, иногда действуя праведно, иногда дурно»), а также объяснить его «взятие богом» как обычную смерть.Книга Е., рано вошедшая в число «отречённых» (апокрифических) книг, служила источником и прообразом многих средневековых эсхатологических сочинений, описаний ада и рая, её отзвуки находят и в «Божественной комедии» Данте, и в «Потерянном рае» Мильтона. На Руси «Слово от книг Еноха Праведного» было включено в 16 в. В «Великие Четьи-Минеи» (канонической книга Е.

Считалась и в эфиопской традиции), лишь позднее книга Е. Была причислена к «отречённым» сочинениям.Среди западноевропейских литературных преломлений легенд о Е. В 19-20 вв. - поэма английского поэта А. Теннисона «Енох Арден» (о моряке, который пропал без вести, вернулся в свой дом и снова из него ушёл, оказавшись неузнанным), третий сон Иосифа, рассказываемый одному Вениамину, в романе Т. Манна «Молодой Иосиф», а также «вознесения» Рэнсома в повестях К. С. Льюиса «Переландра» и «Эта мерзостная сила». Ссылки на книгу Е. Встречаются и в классической русской литературе (напр., в повести Н. С. Лескова «Заячий ремиз»).Лит. Соколов М. И., Славянская книга Еноха Праведного. Тексты, лат. Пер. И исследования, М., 1910. Мещерский Н. А., К вопросу об источниках славянской Книги Еноха, «Краткие сообщения Института народов Азии», 1965, № 86.

Его же, К истории текста славянской Книги Еноха. (Следы памятников Кумрана в византийской и славянской литературе), «Византийский временник», т. 24, 1964. Оdеbеrg Н., Enoch, or the Hebrew Book of Enoch, Cambr., 1928. Sjöberg Е., Der Menschensohn im äthiophischen Henochbuch, Lund, 1946. Vaillant A., Le Livre des Secrets d'Henoch, P., 1952. Milik J. Т., The books of Enoch. Aramaic fragments of Qumrân Cave 4, Oxf.,] 1976. The book of Enoch, в кн. The apocrypha and pseudepigrapha of the Old Testament in English, ed. By R. Н. Charles, v. 1 , Oxf., 1973.С. С. Аверинцев. В. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Енох

Имя двух библейских личностей. 1) сын Каина, продолжатель его грубо-материальной культуры и нечестия. В честь его Каин назвал и первый построенный им город (Быт., IV, 17), в земле Нод, к востоку от Месопотамии. — 2) Другой Е. — потомок Сифа, сын Иареда и отец Мафусаила, седьмой патриарх начиная от Адама, по библейскому выражению, "ходивший перед Богом", т. Е. Стремившийся к высшей чистоте и святости. В награду за благочестие и веру Бог "взял его" с земли, освободив от вызванной грехами прародите..

Енох

Воспитатель, учитель. ..

Енох

(по Библ.) - бессмертныйСр. Семидесяти лет человек помер, не Енохом же бессмертным ему быть, пора и честь знать!Писемский. Люди сороковых годов. 3, 1.Ср. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти и не стало его, потому что Бог переселил его.Евр. 11, 5.см. Не стало.. ..

Енох

(посвященный, учитель)-а) (Быт 4.17,18)-сын Каина, именем которого он назвал также город. Б) (Быт 5.18,19,21-24. 1Пар 1.3. Лк 3.37. Иуд 14. Евр 11.5)-сын Иареда, седьмой от Адама, праведник, обличавший мир и пророчествовавший о грядущем суде. Был взят Богом на небо, не испытав смерти. Древние считали его первым ученым, изобретшим письменность, счет, положившим начало астрономии. Между 2 в. До РХ и 2 в. По РХ была широко известна книга его имени, не вошедшая, однако, в канон. Она была найдена в 1..

Енох

Енох см. Ханох (I,1,2. II).. ..

Еминеж

В нартском эпосе адыгов чудовище, олицетворение сил, враждебных нартам. Е. Сочетает в себе черты бляго и иныжа. Е., как и бляго, зарится проглотить солнце. Подобно иныжу, обладает необыкновенной физической силой, но глуп. Е. Летает, вызывает явления, аналогичные грому и молнии. Живёт в крепости за семью горными цепями и семью морями, где солнце заходит за край неба. Крепость его опоясана семью крепостными стенами, а её единственные ворота - огромные мечи, которые смыкаются и рассекают любого, кт..

Ен

В коми мифологии бог-демиург. Родствен удмуртскому богу неба Инмару и, видимо, финскому Ильмаринену. В дуалистических космогонических мифах коми Е. Противостоит своему брату Омолю (или Кулю) как творец хорошей и праведной части мира создателю всего плохого и злого. Согласно одному из мифов, Е. И Омоль вылупились из двух яиц, снесённых уткой в первичном океане, куда упали ещё четыре яйца. Мать просит детей достать яйца и разбить их о её тело. Сама она поднимается в воздух и, бросаясь вниз, разбив..

Ерванд И Ерваз

Еруанд и Еруаз, в армянской мифологии братья-близнецы, рождённые от связи с быком женщиной из царского рода Аршакуни, отличавшейся огромным ростом, крупными чертами лица, чрезмерной чувственностью. Е. И Е. Наделены функциями культурных героев. Ерванд, став царём Армении, строит город, храмы. Главным жрецом нового храма в Багаране он назначает Ерваза. От взгляда Ерванда, наделённого магической силой (дурным глазом), лопался гранит. В эпосе «Випасанк» Ерванд - то злой вишап, то добрый царь (ср. Ар..

Ерд

Ерды, в мифологии ингушей бог, выступающий в антропоморфном (седовласый старик) или зооморфном (белый козёл) облике. В одном из преданий Е. Имеет облик мужчины, живёт в скалистых горах, в пещере, из которой исходит сияние. Ему были посвящены праздник в начале покоса - т. Н. Ветряной понедельник (отсюда делалось предположение, что Е. Был богом ветра), многочисленные храмы и святилища (Тхаба-Ерды, Галь-Ерды, Тамыж-Ерды, Мага-Ерды и др.). В дальнейшем общеингушский Е. Был, по-видимому, вытеснен мес..

Дополнительный поиск Енох Енох

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Енох" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Енох, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 4 символа