Иоанн Креститель
(греч. Ίωάννης , евр. Jehôhânân или jôhânân «Яхве милостив»), Иоанн Предтеча (греч. Ίωάννης δ Πρόδρομος), в христианских представлениях последний в ряду пророков - предвозвестников прихода мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа. Новозаветное толкование (Матф. 11, 10. Мк. 1, 2) относит к И. К. Ветхозаветные пророчества. «вот, я посылаю ангела моего, и он приготовит путь предо мною» (Малах. 3, 1). «глас вопиющего в пустыне. Приготовьте путь господу, прямыми сделайте стези ему» (Ис. 40, 3). По распространённым представлениям, пришествию мессии должно было предшествовать или сопутствовать появление Илии, долженствующего помазать мессию и засвидетельствовать его мессианский сан. Христианская традиция, относя всенародное явление Илии (вместе с Енохом) ко временам антихриста и второго пришествия Иисуса Христа (соответствующее истолкование.
Апок. 11,3-12) и говоря о тайном явлении Илии в момент преображения Христа (Матф. 17,3. Мк. 9, 4. Лук. 9, 30), в целом передаёт функцию Илии во время первого пришествия Иисуса Христа И. К., выступившему «в духе и силе Илии» (Лук. 1, 17). Образ И. К. Как аскета - пустынника, пророка, обличителя и «ревнителя» являет большое сходство с образом Илии, так что ему приходится специально отрицать своё тождество Илии (Ио. 1, 21). Чудесное зачатие И. К. Было предвозвещено его родителям - ааронидам Захарии и Елисавете архангелом Гавриилом. О детстве И. К. В новозаветном повествовании сказано лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лук. 1, 80), «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мёд» (Матф.
3, 4). Иудео-христианская традиция первых веков сближала дикий мёд (по-видимому, не пчелиный мёд, а какие-то истечения древесного сока) с манной. Ранневизантийская апокрифическая и агиографическая литература добавляет подробности о детстве И. К. В пустыне. Елисавета с младенцем бежит от воинов Ирода, их спасает расступившаяся по её молитве и затворившаяся за ними скала, после пяти месяцев ангел велит отнять младенца от груди и приучать его к акридам и дикому мёду и т. П. Выступление И. К. На всенародную проповедь датируется в новозаветном сообщении пятнадцатым годом правления Тиберия (Лук. 3, 1), т. Е. 27 или 28 н. Э. Апокрифическая традиция утверждает, что И. К. При этом было 30 лет - символический возраст полного совершеннолетия (ср.
Возраст Иосифа, «когда он предстал пред лице фараона», Быт. 41, 46. Таким же обычно представляют возраст Христа при начале его проповеди). Речи И. К. - эсхатологическая весть. «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Матф. 3, 2. С этой же формулы начинается проповедь Христа, см. Матф. 4, 17. Мк. 1, 15). Над теми, кто принимает эту весть, И. К. Совершает в реке Иордан тот обряд, по которому он имеет своё прозвище - «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1, 4. Лук. 3, 3). Это крещение (греч.βαπτισμός, «погружение») имеет параллели в иудейском обиходе той эпохи, но отличается от очистительного омовения прозелитов тем, что совершается над иудеями, а от ежедневных ритуальных омовений ессеев (с которыми фигура И. К. Имеет много общего) тем, что оно единократно и неповторимо.
Последователи И. К. Образуют особую общину («ученики Иоанновы»), в которой господствует строгий аскетизм (Матф. 9, 14). И. К. Укоряет народ за самодовольную гордость своим избранничеством (Лук. 3, 8), особенно резко порицая фарисеев и саддукеев (Матф. 3, 7), как это будет делать Иисус Христос, и требует восстановления патриархальных норм социальной этики (Лук. 3, 11-14). В числе других к И. К. Приходит ещё не известный народу Иисус Христос, чтобы принять вместе с другими крещение. И. К. Всенародно свидетельствует о его мессианском сане (Ио. 1, 29. Ср. Матф. 3. 13-17. Мк. 1, 9-11). Перед лицом Христа роль И. К., как он сам говорит об этом, чисто служебна. «ему должно расти, а мне умаляться» (Ио. 3, 30). Традиция не приписывает И. К. Чудес (10, 41). Он стоит на рубеже Ветхого и Нового заветов, чем, согласно христианскому пониманию, определяется его величие и ограниченность этого величия.
«Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Но меньший в царстве небесном больше его» (Матф. 11, 11). Сама его вера в мессианство Иисуса не свободна от неуверенности. Уже в разгар проповеди последнего он задаёт ему через своих учеников вопрос. «Ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матф. 11, 2-3). Далеко не все ученики И. К. Идут за Христом, и между их последователями имеют место трения (Матф. 9, 14).В качестве ревнителя праведности И. К. Выступает с обличением Ирода Антипы, тетрарха (правителя) Гали-леи, который отнял у своего брата жену Иродиаду и при жизни прежнего мужа женился на ней, грубо нарушив этим иудейские обычаи. Ирод Антипа заключает И. К. В темницу, однако не решается казнить, страшась его популярности (Матф.
14, 3-5. Мк. 6, 17-20). Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха его падчерица Саломея (не называемая в евангелиях по имени) настолько угождает отчиму своей пляской, что тот обещает исполнить любую её просьбу. По наущению Иродиады Саломея просит голову И. К. Палач направляется в темницу, чтобы совершить казнь и по условию подаёт Саломее на блюде голову И. К., а та относит её для глумления Иродиаде. Тело И. К. Погребают его ученики (Матф. 14, 6-12. Мк. 6, 21-29). О трансформации образа И. К. В исламе см. В ст. ЙахьяЗападноевропейское средневековье знало пространную историю останков И. К., которая нашла отражение в иконографии (картина Гертгена тот Синт-Янса). Распорядок церковного культа использовал евангельские свидетельства о шестимесячном, т.
Е. Полугодичном, интервале между рождеством И. К. И рождеством Иисуса Христа таким образом, что первое оказалось прикреплено к летнему, а второе - к зимнему солнцестоянию. Под знаком Иисуса Христа солнце начинает «возрастать», под знаком И. К. - «умаляться» (своеобразная материализация слов И. К. «ему должно расти, а мне умаляться»). Для церковных интерпретаторов (напр., католического агиографа 13 в. Иакова Ворагинского) солярная символика должна была оставаться служебным инструментом передачи теологической доктрины. Но для фольклорной традиции И. К. И праздник его рождества сами приобретали солярные черты, сливаясь с языческой мифологией и обрядностью солнцеворота (в восточнославянском кругу - с культом Купалы), до неузнаваемости изменяясь в контексте образности сезонно-обрядовых песен и присказок (в сербском фольклоре И.
К. Получает эпитет «Игритель», что мотивируется представлениями о троекратной остановке солнца в день его рождества).Образ И. К. Играет в православной традиции более важную роль, чем в католической. Православная иконография «Деисиса» (в русском народном переосмыслении «Деисуса») только И. К. Даёт предельную (наравне с девой Марией) близость к Христу. Если католическая традиция воспринимает И. К. Как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя власть имущих, то православная наряду с этим подчёркивает в нём черты идеального аскета, пустынника и постника, эзотерику «ангельского чина» (в южнославянской, греческой и русской иконографии в связи с новозаветными представлениями И. К. Как «ангеле» и ради акцентирования «монашеской» стороны его образа распространяется с 13 в.
Тип «И. К. - ангел пустыни», придающий ему широкие ангельские крылья. На Руси этот иконографический тип приобрёл популярность в 16-17 вв.). На Западе к этим чертам проявляли наибольшее внимание в русле традиции ордена кармелитов, воспринимавших И. К. (в согласии с православной традицией) как соединительное звено между ветхозаветной аскезой Илии и христианским созерцательным монашеством. В средневековой иконографии были широко распространены изображения И. К. С блюдом в руках, на котором лежит его голова, или с чашей, в которой находится агнец (позднее младенец).Трагические контрасты пиршества и казни, глумливой греховности и страждущей святости, вкрадчивой женственности и открытого палачества, присущие сюжету усекновения главы И.
К. Не раз привлекали живописцев и поэтов. В 19 в., после демонстративно сухой претендующей на археологическую точность разработки этого сюжета в «Иродиаде» Г. Флобера, началась безудержная его эксплуатация литературой и искусством декаданса, открывшаяся «Саломеей» О. Уайльда, иллюстрациями к ней О. Бёрдсли. Лит. Steinmann J., Saint John the baptist and the desert tradition, L., [1958]. Scobie C. Н. Н., John the baptist, L., 1964.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Иоанн Креститель
На нашем сайте Вы найдете значение "Иоанн Креститель" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоанн Креститель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 16 символа