Иоанн Богослов

151

(греч. Ίωάννης οο Θεολόγος, евр. Jehôhânân, или jôhânân «Яхве милостив»). Евангелист Иоанн, в христианских религиозно-мифологических представлениях любимый ученик Иисуса Христа, наряду с Петром занимающий центральное место среди двенадцати апостолов. По церковной традиции, И. Б. - автор четвёртого Евангелия (Евангелие от Иоанна), трёх посланий и Апокалипсиса («Откровение Иоанна Богослова». В действительности эти сочинения являются сочинениями различных авторов).И. Б. - сын галилейского рыбака Заведея (евр. Zabdî, «дар мой») и жены его Саломии, одной из мироносиц, младший брат (или брат-близнец?) Иакова Старшего. Он был учеником Иоанна Крестителя, присутствовал при его словах об Иисусе («вот агнец божий») и после них пошёл за Иисусом (церковная экзегеза отождествляет его с тем, кто пристал к Иисусу вместе с Андреем Первозванным, Ио.

1,35-40). Вместе с Петром и своим братом И. Б. Присутствовал при воскрешении Христом дочери Иаира (Мк. 5,37), а также при преображении Христа (Матф. 17,1. Мк. 9,2. Лук. 9,28) и молении о чаше (Матф. 26, 37. Мк. 14,33). Вместе с братом И. Б. Получил от Христа (Мк. 3, 17) прозвище Воанергес (греч. Βοαηργές, вероятно, из βονηργές, евр. B'nej-reges), т. Е. «сыны Громовы» (наличие и характер предполагаемой некоторыми исследователями связи с мифологическим мотивом близнецов как сыновей грома проблематичны. В некоторых древних рукописях прозвище отнесено ко всем шести парам апостолов). По-видимому, однако, прозвище это имеет в виду присущую братьям яростную пылкость в том, что касается мессианских чаяний торжества и возмездия (так, когда самаритянское селение отказывается принять Христа, братья хотят по примеру Илии свести на селение огонь с небес).

Во время тайной вечери И. Б. «возлежал на груди Иисуса» (Ио. 13,23. Церковная традиция единодушно отождествляет И. В. С учеником, «которого любил Иисус»). Сам Пётр, не решаясь спросить Христа, к кому относится пророчество того о предателе среди учеников (Иуде Искариоте), просит И. Б. Высказать этот непроизнесённый вопрос (13, 24-25). Предание отождествляет с И. Б. Ученика (Ио. 18, 15), который вместе с Петром последовал за Христом после его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошёл сам и провёл Петра во двор дома первосвященника Анны. Его твёрдость в эти часы представляет контраст робости и отчаянию других апостолов. Из всех апостолов об одном лишь И. Б. («ученике, которого любил Иисус», Ио. 19, 26) говорится, что он стоял на Голгофе у креста.

Умирая, Христос завещал И. Б. Сыновние обязанности по отношению к деве Марии (позднейшие толкователи поясняли, что девственность И. Б. Делала его особенно достойным хранителем девственности Марии и что в его лице Мариею были усыновлены все христиане, но прежде всего такие, как он, девственники). Впоследствии И. Б. Был наряду с Иаковом Младшим и Петром одним из «столпов» иерусалимской первообщины (Гал. 2, 9). Таково общецерковное предание, предполагающее очень долгую жизнь И. Б. (более 100 лет, по некоторым версиям - около 120). Сохранились следы локального предания, по которому И. В. Был казнён вместе со своим братом. В преданиях рассказывается также, что во время царствования императора Домициана И. Б. Был схвачен и сослан на остров Патмос, где, согласно Апокалипсису (1,9), имел видения о конечных судьбах мира (отсюда популярная в живописи североевропейского Ренессанса иконография И.

Б. Как визионера на Патмосе, а также возможность для названия этого острова быть символом откровения, как в стихотворении Ф. Гёльдерлина «Патмос»). Согласно римской легенде, популярной в средневековой Европе, ссылке предшествовали истязания и попытки умертвить И. Б. У Латинских ворот Рима. Однако ни яд (ср. Обещание Христа. «и если что смертоносное выпьют, не повредит им», Мк. 16, 18), ни кипящее масло не смогли повредить святому (поэтому западное искусство часто изображало И. Б. С сосудом в руках, из которого исходит демон яда в виде змейки, а также в котле с маслом, под которым разложен костёр, - мотив, также особенно характерный для северного Ренессанса и фиксированный в начале цикла гравюр А. Дюрера на темы Апокалипсиса).

Различные легенды связаны с заключительным периодом жизни И. Б., который приурочивается к Эфесу. Согласно одной из них (рассказанной Климентом Александрийским, рубеж 2 и 3 вв.), И. Б. Обратил в одном малоазийском городе некоего юношу, который, однако, затем поддался действию безудержных страстей и кончил тем, что стал главарём разбойников, уйдя в горы. И. Б., узнав об этом, отправился в горы, был схвачен разбойниками и приведён к главарю. Тот при виде И. Б. Пустился бежать, но старец, напрягая все силы, гнался за ним и слёзно умолял покаяться. Разбойник, тронутый этими мольбами, начал аскетические подвиги покаяния, и И.В. Разделял с ним подвиги и всячески утешал его. Таинственными легендами окружён конец жизни И. Б. Относящиеся к нему слова Христа «если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду» (Ио.

21, 22) подавали повод полагать, что он, подобно Еноху, Мельхиседеку и Илие, чудесно сохранён для грядущего мученического подвига во времена антихриста (заранее увиденные им в откровении на Патмосе). Его прощание с людьми отмечено таинственностью мистерии. Он выходит из дома с семью ближайшими учениками, ложится живым в могилу, обращаясь к ученикам. «привлеките матерь мою землю, покройте меня!» Ученики целуют его, покрывают землёй до колен, снова целуют, засыпают до шеи, кладут на лицо плат, целуют в последний раз и засыпают до конца. Когда узнавшие об этом христиане из Эфеса пришли и раскопали могилу, они нашли её пустой (ср. Мотив пустого гроба в топике воскресения Христа). Однако на месте могилы каждый год 8 мая появлялся тонкий прах, имевший целительную силу.

Представление о живущем в затворе до последних времён И. Б. Литературно использовано в «Трёх разговорах» В. С. Соловьева (образ «старца Иоанна»).Для христианской церкви И. Б. - прототип аскета-прозорливца, «духоносного старца», также как апостол Пётр - прототип христианского «пастыря», иерарха (в католичестве - папы). С именем И. Б. В теологии, литературе и иконографии (особенно православной) связаны таинственные, мистические мотивы. Византийские авторы прилагают к нему слово «мист» (термин, еще в дохристианские времена означавший посвящённого в мистерию. Ср. Церк.-слав. «таинник»). Традиция подчёркивает девственничество И. Б., его особую аскетическую «освящённость» и посвящённость, делающие И. Б. Более других лично близким Христу и пригодным для восприятия и возвещения особенно глубоких тайн веры (начало Евангелия Иоанна с учением о домирном бытии логоса и др.) и тайн будущего (Апокалипсис).

Возлежание на груди Христа во время тайной вечери понималось как выражение предельно интимного общения мистика с богом. Если Пётр представляет экзотерическую, всенародную сторону христианства (исповедание веры, данное всем), то И. Б. - его эзотерическую сторону (мистический опыт, открытый избранным). Отсюда значение образа И. Б. Как для церкви, стремившейся дополнить «начало Петра» «началом И. Б.», так и для еретических, антицерковных течений (например, для гностиков 2 в., которые охотно освящали своё литературное творчество именем И. В., или для катаров 11-13 вв.), полемически противопоставлявших начало И. Б. Началу Петра.Для западноевропейского искусства И. Б. - безбородый, нежный, чувствительный, немного женственный юноша (не только в евангельских сценах, но даже позднее, напр.

На Патмосе. Впрочем, есть исключения). Византийско-русская икона знает его таким разве что в сцене тайной вечери. Вообще же это погружённый в мистическое созерцание старец с бородой и огромным лбом. Символ И. Б. Как евангелиста - орёл. В соответствии с раннехристианским апокрифом «Деяния И. Б.» восточно-христианская иконография придаёт ему ученика Прохора, под диктовку записывающего его Евангелие.Лит. Нааsе F., Apostel und Evangelisten in den orientalischen Überlieferungen, Münster, 1922 (Neutestamentliche Abhandlungen, Bd 9, Н. 1-3). Braun F. М., Jean le Théologien et son Evangile dans l'église ancienne. P., 1959.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Иоанн Богослов

в новозаветных легендах один из апостолов (См. Апостолы), ученик Иисуса Христа. Сын галилейского рыбака Зеведея. По утверждению Папия, епископа Иерапольского (1-я половина 2 в.), И. Б. Был убит в 60-х гг. 1 в. Согласно позднейшей христианской традиции, И. Б. Дожил до рубежа 1—2 вв. (закончил жизнь в Эфесе). Христианская церковь приписывает И. Б. Ряд сочинений, включенных в Новый завет. 4-е евангелие (См. Евангелия), три послания и Апокалипсис (в действительности являющихся сочинениями различных..

Иоанн Богослов

ИОАНН БОГОСЛОВ - согласно христианскому преданию, апостол, автор одного из канонических Евангелий, Апокалипсиса и 3 посланий.. ..

Иоанн Богослов

Апостол из 12-ти, евангелист (ск. Ок. 105—106), согласно церковному преданию, сын Зеведея и Саломии — дочери св. Иосифа, обручника Девы Марии. Иоанн вместе со своим братом Иаковом был призван Иисусом Христом, и оба брата тут же последовали за Господом. Ап. Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Вместе с Иаковом и ап. Петром св. Иоанн был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о ..

Иоанн Богослов

ИОАНН БОГОСЛОВ (Евангелист Иоанн), в христианстве один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Присутствовал при воскресении Христа, его преображении, а также при молении о чаше. Умирая, Христос завещал Иоанну Богослову сыновнии обязанности по отношению к Деве Марии. Впоследствии Иоанн Богослов вместе с братом Иаковом Младшим и Петром был одним из руководителей иерусалимской христианской общины. Согласно легенде, в Риме его пытались умертвить, однако ни яд, который он выпил из куб..

Иоанн Богослов

ЕВАНГЕЛИСТ СВ. ИОАНН БОГОСЛОВ. Миниатюра из рукописи 11 в. (Codex Caesareus Upsaliensis).СВ., по преданию - автор Евангелия от Иоанна, входящего в состав Нового Завета. Его отождествляют с одним из учеников Иисуса Христа, который до того, как он последовал за Иисусом, занимался рыболовным промыслом вместе со своим отцом Зеведеем и братом Иаковом на Галилейском море. Иоанн, как и его брат Иаков, часто упоминается в евангелиях. Вместе с Петром они составляли наиболее близкий круг друзей Иисуса, пр..

Иоанн богослов

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Иоанн Богослов

Согласно христианскому преданию, апостол, автор одного из канонических Евангелий, Апокалипсиса и 3 посланий.. ..

Иоанн Богослов

— один из двенадцати апостолов. По церковной традиции — автор четвертого Евангелия (Евангелия от Иоанна), трех посланий и Апокалипсиса («Откровения Иоанна Богослова»). Помимо сведений, предоставляемых каноническими новозаветными книгами, христианская традиция сохранила множество преданий об Иоанне. В частности, известно, что он был в Риме, где претерпел Нероново гонение на христиан, был сослан на остров Патмос (где было составлено «Откровение»), а последние годы жизни провел в Эфесе. Именно к эт..

Иоанн Богослов

Согласно евангельской легенде, один из 12 апостолов, "любимый ученик" Иисуса Христа. Ему приписывается составление Евангелия от Иоанна (см. Евангелия), Апокалипсиса и 3 посланий. Подобно Иисусу и апостолам, И. Б. - личность мифическая.. ..

Иоанн Богослов

(ум. В начале 2 в.)святой апостол и евангелист (память - 8/21 мая, 30 июня/13 июля, 26 сентября/9 октября). Один из ближайших учеников Христа. Ему дано было присутствовать при всех важнейших событиях земной жизни Спасителя. Написал Евангелие, удостоился великого откровения о будущих судьбах мира, которое изложил в Апокалипсисе или Откровении Иоанна Богослова. За исповедание христианской веры преследовался, подвергался мучениям, был сослан на остров Патмос. Дожил до глубокой старости. Последние г..

Ио

(Io. Ιώ). Дочь царя Аргоса Инаха, жрица Геры, любимая Зевсом. Ревнивая Гера превратила ее в корову и приставила Аргуса стеречь ее (см. Аргус). Когда Гермес убил Аргуса, то Гера наслала на корову слепня, который преследовал ее. Она переплыла через Босфор и наконец снова обрела человеческий образ в Египте, где ее отождествляли с богиней Изидой.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Иоаким И Анна

(Иоаким - греч.Ίωακειμ, евр. Jehôjâqîm, «Яхве воздвигнет». Анна - греч. Άννα,евр. Hânnâh, «благодать», «милость»), в христианском предании родители девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав. «богоотцы»). В канонических новозаветных текстах И. И А. Не упоминаются (евангелисты в соответствии с иудейской традицией сакрального права заинтересованы исключительно в генеалогии Христа со стороны Иосифа Обручника, т. Е., строго говоря, как бы в легальной фикции). Первоисточник многочис..

Иоанн Креститель

(греч. Ίωάννης , евр. Jehôhânân или jôhânân «Яхве милостив»), Иоанн Предтеча (греч. Ίωάννης δ Πρόδρομος), в христианских представлениях последний в ряду пророков - предвозвестников прихода мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа. Новозаветное толкование (Матф. 11, 10. Мк. 1, 2) относит к И. К. Ветхозаветные пророчества. «вот, я посылаю ангела моего, и он приготовит путь предо мною» (Малах. 3, 1). «глас вопиющего в пустыне. Приготовьте путь господу, прямыми сделайте стези ему» (Ис. ..

Иобат

— ликийский царь. Отец Антеи, на которой женился тиринфский царь Прет.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Дополнительный поиск Иоанн Богослов Иоанн Богослов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иоанн Богослов" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоанн Богослов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 14 символа