Мартанда

287

[др.-инд. Mârtâòdá, букв., «из мёртвого яйца (происходящий)», согласно комментарию Саяны, - «птица»], древнеиндийский мифологический персонаж, один из сыновей Адити, солнечное божество. М. Упоминается в ведах, в брахманах, в эпосе. В «Ригведе» имя М. Отмечено лишь трижды. М. - эпитет персонажа, который чаще обозначается другим эпитетом - Вивасват (собственно «сияющий»). Основной сюжет, известный в ряде версий (ср. Изложение его в «Шатапатха-брахмане» III, «Маркандейя-пуране» 103, 1, 3-40. 105, 1-20, «Махабхарате» в комментариях Саяны и т. П.), является общим для М. И для Вивасвата, что, однако, ещё не даёт оснований для полного их отождествления. Адити, дочь Дакши, родила семь сыновей, составивших класс адитьев, последним из которых был Индра.

Но иногда речь идёт (напр., РВ Х 72, 8-9) и о рождённом позже, восьмом сыне М.Он появился на свет безобразным, без рук и без ног, подобный шару. Сначала Адити бросает его, но потом приносит к себе. Старшие братья М. Отсекают у него всё лишнее. Предполагается, что после этой операции М. Стал солнцем (ср. Древнеиндийские образы крылатого солнца, солнца как птицы, с одной стороны, и мотив птицы, рождённой из яйца, - с другой). По-видимому не случайно, солнце называют сыном Адити (АВ XIII 2, 9, 37), а мотив бросания М. И его возвращения соотносится с мотивом заходящего и восходящего солнца. С М. Связана идея умирания и нового рождения, определяющая, в частности, и границы временных членений. Эта преимущественно космологическая специализация М., видимо, объясняет обычное изъятие образа М.

Из сюжетов, связанных с Вивасватом.Образ М. В конечном счёте восходит к мотиву мирового яйца (см. Статью Яйцо мировое). Некоторые параллели, как, например, с древнеиранским Гайомартом (букв. «живой-мёртвый») или со славянским «мёртвым» яйцом («яйцо, в котором заключена смерть Кощея») в одном варианте или мотивом яйца жар-птицы в другом, позволяют говорить не только о генетических связях указанной древнеиндийской мифологемы («солнце из мёртвого яйца»), но и о реконструкции её более древней индоевропейской формы.Лит. Топоров В. Н., К реконструкции мифа о мировом яйце. В кн. Труды по знаковым системам, т. 3. Тарту, 1967. Schröder L. Von Der siebente Âditya, «Indogermanische Forschungen», 1912, Bd 31, S. 178-93 Lommel Н., Kâvya Uºan, Der Welt-Ei Mythus im Rig-Veda, в сб.

Mélanges de linguistique offerts a Charles Bally, Gen., 1936 его же, Vedische Einzelstudien. 1. Syâvâúva 2. Saraòyũ, «Zeitschrift der deutshen Morgen landischen Gesellschaft. I960, Bd 99, Н. 2 его ж e, Der Mythus von Vivasvat und Saranyu там же. Bosch F. D. K., The golden germ An introduction to Indian Symbolism, 's-Graven hage, I960. Hotfmann K., Martanda und Gayomart, в его кн. Aufsätze zur Indoiranistik, Bd 2, Wiesbaden, 1976, S. 422-38.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Мартанда

МАРТАНДА (санскр. Мертвое яйцо) - в ведийской мифологии божество-солнце, сын Адити, рожденный в виде шара.. ..

Мартанда

(Санскр.) Ведийское название Солнца.. ..

Марсово Поле

(Campus Martius). Открытое место за стенами Рима, где происходили военные и гимнастические упражнения римских юношей и куда римский народ собирался для избрания должностных лиц.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Марсы

(Marsi). Древний воинственный народ, живший в средней Италии, храбрость которого вошла в поговорку. Они стояли во главе союзников против Рима в так называемой Союзнической войне в 91 г. До Р.Х.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Мартйа И Мартианаг

Матра и Матрайана, Машйа и Машйана, в иранской (эороастрийской) мифологии первая человеческая пара.В наиболее полном виде миф о М. И М. Изложен в 15-й главе «Бундахишна». Гайомарт, первопредок человечества, перед смертью из-за происков Ахримана (Ангро-Майнью} «выронил семя», одна треть которого досталась богине земли Спандармат. В результате через сорок лет из земли выросло растение ревень, а ещё через 15 лет оно превратилось в М. И М. Из-за того, что они явились в мир сросшимися, нельзя было су..

Марту

(шумер., аккад. Амурру;«аморей», букв. «западный»), Иль-Амуррим (аккад., «бог амореев»), шумеро-аккадское имя бога амореев-кочевников (живших в степях Северной Месопотамии), очевидно соответствующего аморейскому Элу (см. Илу). По месопотамским представлениям, М. - громовержец, насылающий бурю, кочевник, варвар. Согласно аккадскому мифологическому канону, его супруга - Белет-Цери. Известен шумерский миф старовавилонского периода (не позднее 17 в. До н. Э.) о том, как М. Женился на дочери Нумушды ..

Дополнительный поиск Мартанда Мартанда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мартанда" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мартанда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа