Муравей

704

Мифологическое значение М. (муравьев) во многом объясняется их биологическими особенностями - малостью, делающей М. Как бы минимальной счётной единицей («квантом»), множественностью, подвижностью, коллективностью, которая проявляется в формах их совместного существования и деятельности, приспособляемостью к среде обитания и т. П. В мифопоэтических и культурно-исторических традициях с М. Связываются различные символические значения. В Китае М. Символизируют справедливость, праведность (иногда добродетель, патриотизм и эгоизм). Белый М. В буддизме - символ кротости, самоограничения (в некоторых других традициях - образ разрушения). В предсказаниях роль М. Двояка. Они указывают и благой (у эстонцев), и плохой (у болгар, швейцарцев) исход.

Разрушение муравейника во многих традициях символизирует несчастье. В иудаистической и соответствующей мусульманской легендах зафиксирован мотив М., учивших царя Соломона мудрости и смирению. В мусульманской традиции М.- одно из десяти небесных животных. В Индии чёрные М. Почитаются как священные насекомые. Полезными считаются М. У индейцев зуньи. М. Уничтожают следы человека и сбивают с толку преследователя (отсюда - особая ритуальная функция т. Н. «муравьиного общества» в танцах зуньи). Лечебные свойства М. Отмечены во многих традициях. Напротив, согласно представлениям индейцев пуэбло, за разорение муравейника или обливание его мочой М. Насылают болезни, которые могут быть вылечены только специальным муравьиным врачом или муравьиным обществом.

Аранта считают, что укус М. Особого вида убивает медицинские способности лекаря. Наличие у М. Ряда свойств, напоминающих человеческие (в частности, таких, которые приписываются идеальному человеку), позволяет объяснить представления о М. Как превращённых людях или, наоборот, о том, что люди некогда были М. Такое поверье отмечено у индейцев хопи. Апачи называют индейцев навахо муравьиным народом. В некоторых индейских традициях считается, что женщины, вступившие в связь с белыми людьми, превращаются в красных М„ и т. П. Нередко подобные превращения связываются с громовержцем. Так, мир-мидоняне (т. Е. «муравьиные люди», от греч. (μύρμης, «муравей»), колонизовавшие остров Эгина, ведут своё начало от Мирмидона, сына громовержца Зевса и Эвримедузы, к которой Зевс явился в виде М.

По другой версии, Зевс по просьбе царя Эгины Эака превращает М. В людей, после того как всё население острова погибло от чумы. Под водительством Ахилла мирмидоняне упорно и ревностно сражаются под Троей. В «Ригведе» (I 51, 9) есть упоминание об одном из превращений громовержца Индры, который «в образе М. Пробил насыпи стремящегося к небу, уже возросшего, но (всё ещё) растущего». Превратившись в М., Индра незаметно вползает на насыпь вражеской крепости. Благодаря хитрости (предельное уменьшение в размерах, тогда как противник стремится увеличить свои размеры) Индра одерживает победу (в германском фольклоре известен сюжет о М., проносящем в темницу шёлковые нитки, из которых плетётся верёвка, с тем чтобы узник мог выбраться на волю).

Вольга русских былин, обладающий даром оборотничества, превращается то в сокола, то в М., проникающего через подворотню из рыбьего зуба (трансформированное противопоставление неба и подземного царства, нижнего мира). Сходный мотив (превращение в сокола и в М.) связан в русской сказке «Хрустальная гора» с Иваном-царевичем. Обернувшись М„ Иван-царевич проникает через маленькую трещину в хрустальную гору и освобождает царевну. Дар превращений герой сказки получает за справедливый делёж павшей лошади, при котором её голову он дал М. Мотивы связи земли (или подземного царства) с небом нередко актуализируются в частных мифологемах, иногда достаточно сильно трансформированных [ср., например, миф индейцев карири (чако) о красных М., подточивших дерево, по которому первые люди влезли на небо, или шанский (Индокитай) космогонический миф о создании земли белым М., принёсшим её из первородной бездны], а также в более общем представлении об особом «муравьином» пути, который либо идёт с земли на небо, либо находится на земле (мотив, связываемый и с темой превращения людей в М.) или на небе (иногда он ассоциируется с Млечным путём).

Посредническая функция М. Объясняет и их роль как посланцев бога-змеи в ряде западноафриканских традиций или мотив связи М. С миром мёртвых (так, туземцы Новой Гвинеи верят, что после первой смерти может наступить и вторая смерть, когда душа превращается в М. У индуистов и джайнов известен обычай кормления М. В дни, связанные с поминовением души, и т. П.). Связь М. С землёй или даже с нижним миром и одновременно с процветанием и богатством, иногда с основным (или даже единственным) культурным растением данного ареала, дающим и пищу, и опьяняющий напиток, отражена во многих традициях в самых разных формах. Ацтеки считали, что чёрные и красные М. Показали Кецалькоатлю место, где растёт маис. В евразийском ареале широко распространён фольклорный мотив 249 (по Аарне) о М.

И кузнечике (сверчке, стрекозе), где речь идёт о своевременной заготовке запасов. Этот мотив, получивший обработку в известной басне Эзопа (ср. Также в библейской традиции. «Муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою». Притч. 30, 25), зафиксирован и в некоторых индейских традициях Северной Америки. В полесских ритуалах вызывания дождя (которые имеют параллели и в южнославянской традиции) дети разрушают муравейник палкой (кием), имитируя болтание палкой в колодце (при этом М. Соотносятся с брызгами воды по принципу. «сколько Муравьёв, столько и капель»). Муравейник разгребают и для того, чтобы М. Принесли хорошую погоду (солнце).С особой ролью М. В мифопоэтической теме неба и земли, жизни и смерти соотносится в конечном счёте и его спасительная, в частности целительная, функция (ср.

Широкое использование М. В народной медицине). Особые мифологические представления связываются и с муравейником. У ряда финно-угорских народов известен обряд жертвоприношения лесным духам, совершаемый на муравейниках. В Западной Африке (в частности, у племени сусу) муравейники иногда рассматриваются как жилище демонов. Аборигены в Майсуре (Индия) считают муравейники местопребыванием кобры или змей-нага. Муравейник нередко трактуется как символ плодородия. В этой связи заслуживает внимания мотив «М. И куча зерна», известный в разных версиях. Например, в басне Леонардо да Винчи, сюжет которой восходит к фольклорной традиции, зёрнышко проса просит у М. Снисхождения и обещает вернуться к нему сторицей. Довольно широко распространён вариант муравьиной помощи человеку, когда М.

По зёрнышку переносят всю кучу, выбирают все зёрна из скирды, пересчитывают все зёрна и т. П. Ср. Русскую сказку «Василиса Прекрасная» (Афанасьев, № 222) или новогреческую сказку о царском крестнике, в которой действует и Царь-М., помогающий крестнику. Иногда идея плодородия в связи с М. И муравейником воплощается не в количественных формах (счётное множество, мотивирующее тождество типа «сколько М., столько и зёрен»), а в виде указания источников плодородия. У племени коркус в Центральной Индии известны мифы, в которых Махадео (Шива) создаёт из красной почвы муравейника первую человеческую пару - мужчину и женщину. У другого центральноиндийского племени дхангаров существует представление, что из муравейника произошли первые овца и баран.

Чтобы устранить ущерб, наносимый этой парой посевам, Шива создал дхангаров.Лит. Толстые Н. И. И С. М., Заметки по славянскому язычеству, в сб. Славянский и балканский фольклор, М., 1978, с. 124-26. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 63-66. Jоbes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1962, p. 101.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Муравей

Еженедельный художественно-литературный и юмористический журнал, издавался с 1900 г. В Москве. Ред.-издат. А. А. Федоров (Федоров-Давыдов). Выходил неправильно и прекратился в 1904 г.. ..

Муравей

-вья́, м.. ..

Муравей

Мурашка, лесной санитар, муравьишка, мураш. ..

Муравей

М.Мелкое насекомое подотряда жалящих перепончатокрылых, живущее большими сообществами.. ..

Муравей

МУРАВЕ́Й -вья́. М. Мелкое насекомое, живущее большими сообществами. Лесной м. Красные муравьи. Трудолюбивый м. М. Взобрался на цветок. Муравьи закрыли вход в муравейник. Трудиться как м.. ..

Муравей

-вья, м. Жалящее общественное насекомое, живущее большими колониями. Крылатые муравьи (в брачный период летающие). II прил. Муравьиный, -ая, -ое. Муравьиные яйца.. ..

Муравей

Муравья, м. Небольшое насекомое из отряда перепончатокрылых, живущее большими сообществами. Трудолюбивый муравей. Лесные муравьи. Красные муравьи. Укус муравья. Крылатые муравьи.. ..

Муравей

В этом слове "неправильна" вторая буква. "правильное" древнерусское моровий под влиянием слова мурава изменило гласную. В ряде славянских языков находим родственные слова. Мравка – в болгарском, mrowka – в польском.. ..

Муравей

Искон. Суф. Производное (суф. -ej, ср. Ст.-сл. Мравии) от *morvъ «муравей» (ср. Сербохорв. Мрав, польск. Mrówka и т. Д.). Старое моровий (после развития полногласия) изменилось в муравей под влиянием слова мурава «трава» и изменения ии (<. *иjь) >. Ей в результате прояснения сильного редуцированного и в е и отпадения конечного слабого редуцированного ь.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Муравей

Мураве́й род. П. -ья́, диал. Мураве́ль, -вля́, укр. Мураве́ль, блр. Мура́шка, др.-русск. Моровии, русск.-цслав. Мравии μύρμηξ, болг. Мра́ва, мравия́ (Младенов 305), сербохорв. Мра̑в, род. П. Мн. Мра́вӣ, словен. Mrávlja, чеш. Mrаvеnес, слвц. Mrаvес, польск. Mrówka, в.-луж. Mrowja, н.-луж. Mroja, полаб. Mórvi. Праслав. *morvi- и *morvī родственно ирл. Moirb – то же (*morvi-), авест. Maoiri- м. (*marvi- или mauri-), др.-инд. Vamrī́ ж., vamrás м. "муравей", valmīkas "муравейник", др.-исл. Maurr..

Муравей

Муравей (евр. Немала). Насекомое класса перепончатокрылых (Hymenoptera). Многочисл. Виды М. Распространены по всему земному шару. Встречающийся в Палестине М. Относится к роду messor, который обитает в земле и собирают там запасы зерна. Отдельные экземпляры достигают размера европейских пчел или ос. В Притч 6:6-8 М. Служит примером трудолюбия. В своем "гос-ве", к-рым никто не управляет, М. Поддерживают удивит. Порядок, работая прим. По 16 час. В сутки. В Притч 30:24 и след. Упомин. Мудрость М.. ..

Мунстер

В мифологии ирландских кельтов Мунстер - одна из пяти провинций, на которые вожди клана Фир Болг поделили Ирландию. Мунстер, в свою очередь, был разделен на две половины. Северный Мунстер и Южный Мунстер. Само название Мунстера, по преданию, происходит от имени Эохо Мумбо, десятого короля из колена потомков Эремона.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Мунтуунту

В дохристианской мифологии минахасов (северный Сулавеси. Западная Индонезия) верховное божество, правитель неба. Согласно мифу о Лумиму уг, М.- один из её сыновей, родившихся от брака с солнечным богом Тоаром. Однако титу-латура М. Синима-интана («создавший землю») и Эмпунг-ваиланвангко («всемогущий бог») - позволяет усматривать в М. Героя другого космогонического сюжета. Возможно, М. Подобен восточноиндонезийским небесным и солнечным богам (Упулере, Ала-хатала). М. Ч.(Источник. «Мифы народов ми..

Мурианы

В фольклоре Великобритании волшебные существа, которые некогда были божествами, но совершили нечто скверное и были лишены статуса небожителей. Мурианы постепенно уменьшаются до размера муравьев, после чего исчезают неведомо куда. Мурианы помогают тем людям, которые уважительно относятся к ним. Приносят беднякам дары леса, приводят заблудившихся малышей. При их появлении в воздухе появляется цветочный аромат и слышится чудесная мелодия.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, егип..

Муриас

В мифологии ирландских кельтов Муриас - один из четырех главных городов, где жили боги Туатха Де Данаан перед прибытием в Ирландию. Тремя другими городами были Фалиас, Финиас и Гориас. Именно из Муриаса, по легенде, происходит волшебный котел Дагды.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Муравей

Робот. "В электронный мозг вводятся элементарные приказы и реле этого мозга смогут создавать на них все новые и новые сочетания. В результате получаются миллионы разных линий поведения. И, кроме того, у "Муравья" много органов чувств. Радиолокаторы, фотоэлементы, искусственные органы обоняния, микрофоны, которые за десять миль улавливают стрекозу и кузнечика. Его теплоуловители обнаружат на любом расстоянии любой живой организм, если температура его тела отличается от температуры воздуха хотя бы..

Муравей

1) каpманный воp, 2) плохой человек, 3) бpодяга, собиpающий бутылки в людных местах. ..

Муравей

Означает трудолюбие. У китайцев муравей - насекомое-праведник, порядок, добродетель, патриотизм, субординация. У греков - атрибут Цереры. У индусов - преходящий характер бытия.. ..

Дополнительный поиск Муравей Муравей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Муравей" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Муравей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа