Мяндаш

119

Мяндаш-парнь («М.-парень»), Мяндаш-пырре («М.-благо»), в саамской мифологии чудесный олень-оборотень, тотем - родоначальник саамов. В некоторых мифах М. - сын нойды (шаманки) Коддь-акки («дикарьей старухи»), зачавшей М. В облике важенки от дикого оленя. Коддь-акка обернулась женщиной, но ребёнок родился оленем. Узнав, кто его отец, М. Уходит в тундру. С появлением М. Среди диких оленей человек получил возможность охотиться на них. Другой вариант мифа. М. - сын Мяндаш-девы, важенки, способной, как и он, превращаться в человека. М. Ведёт образ жизни человека, охотится, заготавливает дрова и т. Д. Вежа М. Построена из оленьих костей и шкур, в веже М. - человек, вне вежи - олень. М. Просит мать сосватать невесту из человеческого рода.

Из трёх невест-сестёр лишь младшая не нарушает запретов Мяндаш-девы, заклинаниями высушивает Мяндаш-йог, кровавую реку из внутренностей оленей, отделяющую землю людей от жилища М., ласково обращается с оленями и становится женой М. У них рождаются дети, но когда младший сын мочит постель из оленьих шкур (нарушение охотничьего табу), М. Уходит из вежи в тундру с другими оленями. Жена его в облике важенки следует за ним. По другим вариантам, в оленей превращаются дети М., жена его сохраняет человеческий облик и напутствует детей, чтобы те не давали убивать себя плохим людям. Сама она вновь вышла замуж за человека, но жила впроголодь. М., сжалившись над людьми, явился жене во сне и обещал ей, что её муж сможет подстрелить М.

(ср. Одно из названий М. - М.-аннтуг, «дающийся»). С тех пор охота для людей стала удачливой. М. Научил людей искусству охоты, дал им лук, запретил истреблять важенок (ср. Представления о культурном герое, хозяине животных и т. П.). Рог, оброненный М. (чёрввечутл), отмечал места, где водились стада оленей. В саамском эсхатологическом мифе М. Принимал космические размеры. Его тропа - тропа солнца. На златорогого белого оленя-М. Охотится громовник Айеке-Тиермес. Когда в оленя попадёт первая стрела, горы извергнут огонь, реки потекут вспять, иссякнут источники. Когда вторая стрела вопьётся М. В лоб, огонь охватит землю, лёд закипит. Когда же собаки Тиермеса схватят оленя и бог вонзит в его сердце нож, звёзды падут с небес, утонет солнце, потухнет луна, на земле останется прах.В жертву М.

Приносили обетного оленя на охотничьей трапезе-причастии, укладывали рога возле сеид. Это должно было обеспечить удачную охоту. После трапезы кости оленя накрывались шкурой. Охотники верили, что олень (или его душа) вновь живым вернётся на землю (ср. Миф об умирающем и воскресающем звере).Лит. Чарнолуский В. В., Легенда об олене-человеке, М., 1965. Его же, О культе Мяндаша, в кн. Скандинавский сборник, в. 11, Тал., 1966.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Мэт Фаб Матонви

В мифологии валлийских кельтов Мэт фаб Матонви, как указывает само его имя, сын Матонви. Обладал огромной магической силой и мог свободно менять облик смертных людей. Мог также ассоциироваться с плодовитостью и плодородием. Мэт и Гвидион фаб Дон создали для Ллеу Ллоу Гиффеса красавицу Блодуэдд, женщину, сотворенную из цветов (см. Глава 18).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Мюйюздюу Эне

Мюйуздюу байбиче (кирг., «рогатая мать»), в мифологии киргизов прародительница племени бугу («олень»). Существует миф о том, как два охотника в горах среди стада оленей увидели двух детей с оленьими рогами. Девочку (М. Э.) и мальчика. Мальчика они убили (за что М. Э. Проклятием лишила их потомства), а М. Э. Предводитель племени выдал замуж за своего внука. (По другой версии, охотники в горах собирались убить оленя, но их остановила красивая девушка - М. Э., объяснившая, что олень - её единственн..

Мяо-яо Мифология

Мифология народов группы мяо-яо. Народы группы мяо-яо живут разбросанно на больших пространствах Южного и Юго-Западного Китая и Северного Индокитая. Два основных народа этой группы - мяо и яо - называются так в Китае, в странах Индокитая они соответственно известны как мео и зао. К ним близки шэ в Китае и некоторые мелкие народы. Отношение группы мяо-яо к языковым семействам недостаточно выяснено. Многие учёные склоняются в пользу их монкхмерской (аустроазиатской) принадлежности. В мифологии мяо..

Мяцкаи

Мэцкэи, купкын, в мифологии тобольских татар злой демон, дух умершего колдуна, покинувший кладбище и продолжающий жить среди людей. Считалось, что внешне он неотличим от живых, но иногда можно заметить, что у него длинный, свисающий до земли красный язык. М. Летает по ночам в виде огненного шара над землёй, пьёт кровь из людей, насылает болезни, эпидемии. Отмечены представления, что М. Человек мог стать и при жизни, «если он проглотит пяре» (т. Е. Злого духа) или «его проглотил пяре». Обнаружить..

Дополнительный поиск Мяндаш Мяндаш

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мяндаш" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мяндаш, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа