Мюйюздюу Эне

100

Мюйуздюу байбиче (кирг., «рогатая мать»), в мифологии киргизов прародительница племени бугу («олень»). Существует миф о том, как два охотника в горах среди стада оленей увидели двух детей с оленьими рогами. Девочку (М. Э.) и мальчика. Мальчика они убили (за что М. Э. Проклятием лишила их потомства), а М. Э. Предводитель племени выдал замуж за своего внука. (По другой версии, охотники в горах собирались убить оленя, но их остановила красивая девушка - М. Э., объяснившая, что олень - её единственный брат. Охотники пощадили оленя, и в благодарность М. Э. Вышла замуж за их брата.) От сына М. Э. Пошло племя бугу. В одном из мифов М. Э. - дочь кайыпа, божественного покровителя диких жвачных животных. М. Э. Славилась мудростью и способностью творить чудеса.

Например, её служанка родила сына оттого, что выпила воду, в которой М. Э. Мыла голову. М. Э. Благословила её потомство. М. Э. Запрещала мужу смотреть на неё, когда она мыла голову. Однажды он нарушил запрет и увидел её внутренности (ср. Ювха). После этого М. Э. Умерла, а её тело ночью исчезло (иногда охотники встречают её в горах). В другом варианте М. Э. Просила мужа не входить в юрту без предупреждения. Когда же он заглянул туда тайком, то увидел самку оленя, а войдя, обнаружил, что юрта пуста (аналогичный сюжет встречается в мифах западносибирских татар о пицене). М. Э. Не вернулась, но через некоторое время в юрте оказалась колыбель с её сыном. По данным Ч. Ч. Валиханова, М. Э. Считалась покровительницей озера Иссык-куль. Ей приносили жертвы.

Шаманы призывали М. Э. (ак марал) как духа-покровителя.Лит. Валиханов Ч. Ч., Записки о киргизах, Собр. Соч., т. 1, А..А., 1961, с. 339, 585. 586. Абрамзон С. М., Киргизы и их этногене-тические и историко-культурные связи. Л., 1971, с. 281-84. Ваялиева Т.Д., Доисламские верования и их пережитки у киргизов, фр., 1972, с. 12-15.В. Б.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Мэнь-шэнь

(от мэиь, «ворота», и шэнь, «божество»), в китайской мифологии духи - хранители ворот. В «Книге обрядов» (4-2 вв. До н. Э.) упоминаются жертвоприношения в честь духов дверей и ворот, которые связывались соответственно со светлым и тёмным началом (см. Инь и ян). Впоследствии в качестве М.-ш. Стали выступать древние хранители врат в царстве духов. В «Книге гор и морей» (4-2 вв. До н. Э.) сказано. «Посреди океана есть гора Душо, на ней большое персиковое дерево, раскинувшее ветви на 3 тысячи ли. На..

Мэт Фаб Матонви

В мифологии валлийских кельтов Мэт фаб Матонви, как указывает само его имя, сын Матонви. Обладал огромной магической силой и мог свободно менять облик смертных людей. Мог также ассоциироваться с плодовитостью и плодородием. Мэт и Гвидион фаб Дон создали для Ллеу Ллоу Гиффеса красавицу Блодуэдд, женщину, сотворенную из цветов (см. Глава 18).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Мяндаш

Мяндаш-парнь («М.-парень»), Мяндаш-пырре («М.-благо»), в саамской мифологии чудесный олень-оборотень, тотем - родоначальник саамов. В некоторых мифах М. - сын нойды (шаманки) Коддь-акки («дикарьей старухи»), зачавшей М. В облике важенки от дикого оленя. Коддь-акка обернулась женщиной, но ребёнок родился оленем. Узнав, кто его отец, М. Уходит в тундру. С появлением М. Среди диких оленей человек получил возможность охотиться на них. Другой вариант мифа. М. - сын Мяндаш-девы, важенки, способной, ка..

Мяо-яо Мифология

Мифология народов группы мяо-яо. Народы группы мяо-яо живут разбросанно на больших пространствах Южного и Юго-Западного Китая и Северного Индокитая. Два основных народа этой группы - мяо и яо - называются так в Китае, в странах Индокитая они соответственно известны как мео и зао. К ним близки шэ в Китае и некоторые мелкие народы. Отношение группы мяо-яо к языковым семействам недостаточно выяснено. Многие учёные склоняются в пользу их монкхмерской (аустроазиатской) принадлежности. В мифологии мяо..

Дополнительный поиск Мюйюздюу Эне Мюйюздюу Эне

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мюйюздюу Эне" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мюйюздюу Эне, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 12 символа