Николай
Чудотворец (греч. Νιχόλαος, «побеждающий народ»), Н и к 6 л а (древнерусская форма, удержанная старообрядческой и фольклорной традицией). Николай Угодник, Николай Мирликийский, в христианских преданиях святой из разряда т. Н. Святителей (церковных иерархов), образ которого подвергся сильной фольклорной мифологизации, послужив соединительным звеном между дохристианскими персонификациями благодетельных сил и новейшей детской рождественско-новогодней «мифологией» (Санта Клаус - искажение голландского Синте Клаас, Sinte Klaas, «святой Н.». Его модификации - англ. Father Christmas, «батюшка Рождество», Дед Мороз). Время жизни Н. Предание относит к 1-й половине 4 в., самое раннее житие о нём на полтысячелетия моложе.
Таким образом, Н. С самого начала вступает в литературу как персонаж далёких времён, в котором типические черты христианской святости (и специально - идеального священника как «ревнителя» о вере и «печальника» о людях) полностью заслонили всё индивидуальное. Предания рассказывают, как уже в младенчестве Н. Являет себя образцом аскетической добродетели, до сумерек воздерживаясь от материнской груди по средам и пятницам, а по более поздней версии - обнаруживая чудесную способность стоять сразу же после рождения (распространённый мотив русской иконографии). Получив родительское наследство, Н. Раздаёт его нуждающимся. Особенно популярна история о впавшем в нищету отце трёх дочерей, уже готовом с отчаяния сделать из них блудниц, которому Н.
Тайно подбрасывает в окно три узелка с золотом - на приданое каждой (в связи с этим эпизодом, где Н. Фигурирует как неведомый благодетель, на Западе возник обычай потихоньку подкладывать детям подарки в чулок от лица Санта Клауса). Избрание Н. Епископом города Мира в Ликии (юго-запад Малой Азии. Отсюда обозначение Н. Как «Мирликийского») сопровождается знамениями и видениями. В одном из них Иисус Христос и дева Мария подносят Н. Знаки его сана - соответственно евангелие и епископское облачение - омофор (именно с такими знаками отличия Н. Чаще всего изображается на русских иконах). Ко временам правления римского императора Константина отнесены многочисленные рассказы о заступничестве Н. За несправедливо осуждённых.
Явившись на место казни трёх горожан Миры, Н. Выхватывает меч из рук палача и всенародно обличает подкупленного судью. Когда же под неправедный приговор подпадают три полководца в Константинополе, Н., находящийся в это время в своём городе, вдали от дворца, является императору во сне и разъясняет ему его ошибку. Аналогичным образом он во время бесхлебицы снится некоему хлеботорговцу и властно велит ему везти свой товар в Миру. Легенды рассказывают о творимых Н. (как при жизни, так и после кончины) многочисленных чудесах избавления мореплавателей и утопающих (характерная для Н. Власть над морской стихией впервые проявляется во время его паломничества в Палестину), а также вызволений заключённых и пленников.
Фольклор, в котором образ Н. Занимает большое место (он - персонаж многих русских сказок), добавляет к этому гротескные мотивы оживления школяров, разрезанных на части злым владельцем постоялого двора, или даже больных, расчленяемых самим Н. Или его спутником с целью лечения (эпизод, засвидетельствованный в греческой мифологии применительно к Асклепию). Греческий моряк видел в Н. Помощника и защитника в повседневном труде (он считался патроном - покровителем моряков, а также школяров), русский крестьянин - близкого, участливого, не боящегося замарать своих риз соучастника забот. Культ его на Руси вплоть до 18 в. Был низовым, плебейским, сливаясь на периферии с реликтами языческих медвежьих культов.В отличие от католической иконографии, в которой Н.
- безличный персонаж, выражающий холодноватое достоинство епископского сана и опознаваемый лишь по атрибутам и житийным эпизодам, православная традиция знает очень характерный «портретный» облик Н. (высокий лоб, мягко круглящиеся линии лика, заботливый взгляд «пастыря», в котором преобладает то мягкость, то строгая проницательность).Лит. Аничков Е. В., Микола-Угодник и св. Николай, «Записки нео-филологического общества», 1892, в. 2, № 2. Anrich G. (ed.), Haglos Nikolaos, v. 1-2, Lpz.- В., 1913-17;Meisen К., Nikolauskult und Nikolausbrauch im Abendlande, Dusseldorf. 1931.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Николай
На нашем сайте Вы найдете значение "Николай" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Николай, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 7 символа