Охин-тенгри

103

(монг.), бкон-тёнгри (калм. «дева-тенгри», «дева-небо»), Ухин Хара-тёнгри (бурят. «дева чёрный тенгри» или «дева тёмное небо»), в мифологии монгольских народов женское небесное божество (тенгри), идентичное тантрическому божеству Лхамо (тибет.), Деви Сри (санскр.). О.-т. Упоминается в группе четырёх (восьми, десяти) Эокшитов, относится к разряду чойджинов (дхармапал), квалифицируется как гневное воплощение богини Цаган Дар-эке («белая Тара», см. Тара), иногда осмысливается как супруга Чойджала (см. В ст. Эрлик). Наделена функциями божества времени (её сопровождают богини четырёх времён года), судьбы (связана со смертью и загробным судилищем). В ламаистской иконографии устрашающего вида.О.-т. Воспринимается и как богиня-мать, всеобщая прародительница (в монг.

Шаманских призываниях её называют «единственной матерью»), В различных монголоязычных традициях О.-т. Рассматривают и как благостное, охранительное божество, и как божество, несущее смерть (в частности, детям). В бурятской шаманской мифологии Ухин Хара-тенгри относится к восточным, тёмным, враждебным людям тенгри, вызывает болезни, падёж скота, смерть и бесплодие, особенно опасна для беременных женщин. У калмыков с Окон-тенгри связываются плодородие и возрождение жизни. В широко распространённом сюжете о похищении небесной девы демонами - мангусами Оконтенгри, чтобы подать весть о себе, пишет своё имя на крыле луня, почитавшегося калмыками священной птицей. Победа над мангусами и возвращение Оконтенгри связывались с концом зимы, с праздником цаган cap («белый месяц») - новым годом у монгольских народов.

На храмовых торжествах устраивалась встреча её статуи.с. Н.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Охайн

В мифологии ирландских кельтов - "Стонущий", волшебный щит, принадлежавший Конхобару Мак Нессе. Когда его хозяину угрожала опасность, щит издавал звуки, напоминающие стоны.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Охалл Охне

В мифологии ирландских кельтов - король сидха в Коннахте, чей свинопас вел вечную борьбу со свинопасом Бодба (см. Глава 12)(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Очирвани

(от санскр. Ваджрапани), в мифологии монгольских народов бурхан, грозное божество - охранитель буддизма (докшит). Его эпитеты. «имеющий великую силу», «свирепый» (докшин). О. Представляется сначала злым, а затем укрощённым (принявшим буддизм). С О. Связаны мотивы борьбы с демоном {чотгором) и змееборческие сюжеты. В облике птицы Гаруды. О. Побеждает мирового змея лосуна (см. В ст. Лу). О . Наделён функциями демиурга и культурного героя. В космогонических мифах творит землю (из принесённой со дна..

Очищение Земли

Была населена земля тварями и людьми, преданными добродетелям, свободными от забот и болезней. Царило тогда над всей землей вплоть до омывающего ее со всех сторон Океана великое Слово, власть же его осуществляли кшатрии, а другие касты жили с ними в мире, не испытывая зависти и вражды. И цари, презрев страсти и гнев, обращались с подчиненными справедливо, наказывая только тех, кто заслужил наказание. И поэтому источал тысячеглазый Индра всем существам сладость. Никто из людей тогда не умирал в ..

Дополнительный поиск Охин-тенгри Охин-тенгри

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Охин-тенгри" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Охин-тенгри, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 11 символа