Путь

226

В мифопоэтической и религиозной моделях мира образ связи между двумя отмеченными точками пространства, Постоянное и неотъемлемое свойство П. - его трудность. П. Строится по линии всё возрастающих трудностей и опасностей, угрожающих мифологическому герою-путнику, поэтому преодоление П. Есть подвиг, подвижничество путника. Начало П. - небо, гора, вершина мирового дерева, дворец, святилище храма и т. П. Для богов или дом для сказочного героя, участника ритуала - не описывается развёрнуто или оно не упоминается вовсе. Конец П. - цель движения, где находятся высшие сакральные ценности мира, либо то препятствие (опасность, угроза), которое, будучи преодолено или устранено, открывает доступ к этим ценностям. При незакреплённости в реальном пространстве начала и конца П.

(ср. П. Сказочного героя или мифологического персонажа, отправляющегося на край света, в тридевятое царство, в нижний мир) именно сам П. Соединяет их и нейтрализует противопоставления. Свой - чужой, внутренний - внешний, близкий - далёкий, видимый - невидимый, сакральный - профанический. Отмеченность начала и конца П. Как двух крайних точек - состояний, пределов выражается предметно (дом - храм или дом - иное царство), изменением статуса персонажа, достигшего конца П., нередко и его внешнего облика (см. Оборотничество). Исключение составляет П. В нижний мир, в царство смерти, куда отправляются не только с целью приобрести некий избыток (напр., живую воду, дающую вечную жизнь и юность), но и для компенсации утраченного (например, вернуть жизнь умершему).

Ср. Разные версии таких путешествий (Инанны, Гильгамеша, Орфея, Одиссея, Энея, хождение богородицы по мукам). П. Вниз противостоит П. Вверх - на небо. Если «прохождение» П. Только по горизонтали, как правило, связано с принадлежностью персонажа к классу героев, подвижников или к особому состоянию (например, участие в ритуале, в паломничестве), то способностью совершать вертикальный П. Вверх и/или вниз обладают мифологические персонажи или служители культа (шаманы) исключительных качеств. В шаманских традициях пространственные перемещения шаманов происходят как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (см. В ст. Шаманская мифология). Обычный персонаж проделывает вертикальный П. Лишь фигурально - «путешествует» его душа.

Ср. Небесные путешествия душ, когда описываются и сам П. Души, и её превращения (ср. «Необычайным я пареньем / От тленна мира отделюсь. С душой бессмертною и пеньем, / Как лебедь, в воздух поднимусь. / В двояком образе нетленный, / Не задержусь в вратах мытарств...» - «Лебедь» Г. Р. Державина). В мифопоэтических описаниях горизонтального П. Различаются два вида П. П. К сакральному центру, когда высшее благо обретается постепенным к нему приближением (своя страна - > город -> его центр -> храм -> алтарь -> жертва). П. К чужой и страшной периферии, мешающей соединению с сакральным центром или же уменьшающей его сакральность (дом -> двор -> поле -> лес, болото, теснина -> яма, дыра, колодец, пещера -> иное царство), когда сакральные ценности достигаются сразу, в сложной борьбе - поединке со злом.

Этот динамический, связанный с максимальным риском образ П. Отвечает вероятностному характеру постигаемого мифопоэтическим сознанием мира. Значимо и ценно то, что связано с предельным усилием, с ситуацией «или/или», в которой происходит становление человека как героя, как божества или богоподобного существа. Такой П. Полон неопределённостей (развилка дорог, перекрёсток, сулящие опасность), неожиданных препятствий (огненная река, дракон, змей, хищный зверь, злой дух, демон, разбойник и т. П., ставящие под угрозу саму реальность П.). В этой ситуации весь П. Как бы сжимается в ничтожный по протяжённости, но важнейший по значению участок П.- в мост, переправа через который требует от героя-путника смелости, хитрости и изобретательности.П., конституируемый объектами (как топографическими, так и сакральными), отмечающими разные участки П., и нередко в целом соотнесённый с определёнными временными координатами, выступает как один из важнейших пространственно-временных классификаторов, или - более узко - как модель «спациализации» времени.

Одним из воплощений этой функции П. Можно считать широко распространённую мифологему о П. Солнца или соответствующего солнечного божества (его коней, колесницы, ладьи и т. П.) в течение суточного или годового цикла. Мифологема П. (часто в своем истоке кругового) повторяется в связи со многими древнеиндийскими божествами, так или иначе соотносимыми с солнцем. Связанный с солнцем Пушан называется «повелителем П.», «охранителем П.», «спасителем от ложных П.». Богиня утренней зари Ушас озирает. П. Людей, освещает их, приготавливает их для людей, всегда следует правильным П. С П. Связаны Сурья, Ашвины, Митра, Адити. Связь с П., наличие своего П. Становится характеристикой и других богов - Варуны, Индры, Агни, Сомы, адитьев.

В мифологизированной космологии древних индийцев умерших ожидают П. Богов и П. Предков, отцов. В других традициях мотив П. Также связывается с солярными божествами - от космического хоровода Аполлона до хождения за пастухами-ночлежниками и их скотом латышского Усиныпа. Но, как и в других традициях, образ земного П. И его божества, покровителя дорог и путешествующих, получает особо рельефное воплощение в фигурах Гермеса или Меркурия. Неким образом небесного (солнечного) П. Может быть и реальный путь (нередко именно круговой). Круговой П. Проделывается в специальных ритуалах освоения нового пространства и в выборе места для поселения, в ритуальном обходе святилища, храма (ср., в частности, обряд обведения невесты и жениха вокруг некоего символа) и т.

П. (ср. Концепцию Л. М. Хокарта о функции «открывателя путей», из которой позже развились функции ведущего жреца и ведущего военачальника, ещё не утратившие связи с П.).Особым типом П. Является бесконечный, безблагодатный П. Как образ вечности (ср. Обречённость на такой путь Агасфера - Вечного жида), а также нарочито затруднённый П. - лабиринт (ср. Историю Тесея и Ариадны с её путеводной нитью). Но есть и тип «трудного» П., который связан с искуплением (ср. Крестный П. Иисуса Христа на Голгофу с особо выделяемыми 12 остановками на этом П. - от смертного приговора до смерти на кресте).Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема П. Выступает метафорически, как обозначение линии поведения (особенно часто нравственного, духовного), как некий свод правил, закон, учение.

Так, Будда называл своё учение срединным путём (др.-инд. Madhyama pratipad, пали majjhima patipada), который в плане практического поведения противопоставлялся крайнему аскетизму и гедонизму. Фактически П. Является и учение о Дао, развитое Лао-цзы в «Даодэцзине» и усвоенное также конфуцианством. В древних китайских философско-религиозных трактатах учение о П. (или П. Как учение) играет исключительную роль. В Библии говорится о П. Господа, Завета, жизни, мудрости, правды, милости, праведности и т. П., но нередко речь идёт и о другом П. - П. Неправедности, греха, лжи, зла, беззакония. Противопоставление прямого и кривого П. Характерно и для древнеира некой традиции - Аша-Арта - Друдж, т. Е. Правда - Ложь (см. Аша Вахишта), ср.

Правду и Кривду и соответственно два пути в русской фольклорно-мифологической традиции. В хеттской литературе известен заимствованный рассказ о двух сыновьях Аппу - Злом и Благом, чьи имена выводятся из мотивов дурного и истинного П. Богов. В гностицизме понимание П. К спасению предполагает прежде всего самопознание человека. Мифопоэтические представления о П. В значительной степени были усвоены и последующей эпохой.Лиг. Пропп В. Я., Исторические корни «олшебной сказки. Л., 1946. Бахтин М. М., Формы времени и хронотопа в романе, в его кн. Вопросы литературы и эстетики, М., 1975. Максимов Д. Е„ Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока, в его кн. Поэзия и проза Ал. Блока, Л., 1975. Hoeberg U., Nykyaikai en tutkimus ja kansamme vanhat runot, Hels., 1918.

Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962, p. 1342. Beit Н. Von, Symbollk dea Märchens. Bd 1-3, Bern, 1952-57. Н о cart A. М., Kings and councillors. Chi., 1970. См. Также лит. К статье ПространствоВ. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Путь

название определённых административно-территориальных единиц, подвластных лицам дворцового аппарата русских князей в 14 — 1-й половине 16 вв., с которых собирались средства на содержание двора. Были П. Конюшего (ведал княжескими табунами, стадами, лугами), ловчего (охота на зверя), сокольничего (охота на птиц), стольничего (рыбная ловля, сады, огороды), чашничего (бортные леса). Возглавлялись они путными боярами (См. Путные бояре), которым подчинялись их слуги, жившие в слободах, сёлах и деревн..

Путь

ПУТЬ железнодорожный - комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей. Состоит из верхнего строения (рельсов, шпал, стрелочных переводов, балластного слоя), земляного полотна с дренажными устройствами, а также искусственных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей и т. П.). Оборудуется сигнальными и предупредительными знаками, указателями и т. П.. ..

Путь

В старину, кроме обычного значения дороги, обозначал еще. 1) всякое средство к достижению известного дохода. П. Назывался всякий промысел, всякая хозяйственная статья и сельскохозяйственные угодья. Рыбные ловли, бортные ухожья, бобровые гоны и проч. 2) заведование какой-либо частью дворцового хозяйства великих и удельных князей (административные пути — конюший, сокольничий, ловчий, стольничий, чашничий). Отсюда и бояре, заведовавшие этими П. — ведомствами, назывались путными. 3) право, а также д..

Путь

На путе. Прикам. Удобно (о расположении чего-л.). Под рукой, поблизости. МФС, 83.. ..

Путь

Астрономия, врач, огнь, путь.. ..

Путь

Дорога, ход, конец, маршрут, курс, оборот, рейс (корабля), крюк.. ..

Путь

О жизни человека, ее течении. О направлении в развитии чего-либо. Безвестный, безжалостный, безотрадный, бесславный, благостный, боевой, большой, великий, верный, героический, гибельный, глухой, горький, грандиозный, губительный, длительный, доблестный, добрый, долгий, дурной, единственный, жестокий, жизненный, житейский, заветный, завидный, законный, зиждительный (устар.), зыбкий, избитый, избранный, изведанный, известный, извечный, извилистый, испытанный, истинный, короткий, кровавый, кружный ..

Путь

М. (в вор. Путь ж.) дорога, ездовая, накатанная полоса, ходовая тропа. Проложить путь. Мощеные пути. Пути непроезжие, распутица. Зимний, летний путь. Путь дорожка. Общее пожелание встречному. | Самая езда, ходьба, плаванье, и | время, срок, нужный для проезда, прохода, проведенный в дороге. Три дня пешего пути. Идти, отправиться в путь. | *Способ или средство, образ достижения чего, направление. Пути жизни. Пути Божьи, пути Провидения неисповедимы. Пути праведников, грешников. Ходи всегда путем ..

Путь

М.1) а) Полоса земли, служащая для передвижения (езды, ходьбы). Дорога.б) Любое место, линия в пространстве, по которым или в пределах которых производится передвижение, сообщение.в) Железнодорожная или трамвайная колея.2) а) Место, по которому можно или следует пройти, проехать.б) Расстояние, которое предстоит пройти, проехать или которое уже пройдено.в) перен. Доступ куда, к кому-л.3) а) Линия движения в какую-л. Сторону, к какому-л. Месту (обычно заранее определенному, намеченному). Направлен..

Путь

ПУТЬ -и́. М.. ..

Путь

-и, путём, о пути, мн. -и, -ей, -ям, м. 1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому-чему. Дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. Держите. (куда направляетесь?). 2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути. Водные пути. Пути сообщения (железнодорожные, автомобильные, воздушные, водные). 3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п. Ремонт путе..

Путь

Пти, пути, путь, путём, о пути, мн. Пути, путей, путям, м. 1. Полоса земли, предназначенная, приспособленная Для передвиния, то же, что дорога в 1 знач. Кибитка летела по гладкому зимнему пути. Пушкин. Проложить путь. Куда-н. Летний путь. || Вообще место, линия в пространстве, по к-рому или в пределах к-рого производится передвижение, сообщение. Водные пути. Воздушные пути. Подземные пути. Удобный путь сообщения. 2. То же, что дорога во 2 знач. Отойдите в сторону, не стойте на пути. Железнодорож..

Путь

Чего и к чему. Правильный путь развития. Направить на путь истины. Стать на путь борьбы. Сила воли, ясность мысли, внутренняя дисциплина — кратчайший путь к достижению цели. Приятно мне видеть, что вы знаете пути к сердцу человеческому (Горький).. ..

Путь

Общеславянское слово индоевропейского происхождения. В древнеиндийском находим panthas – "дорога, путь". К той же основе восходит и современное английское path – "тропа, путь".. ..

Путь

Общеслав. Того же корня, что др. Инд. Pánthās «дорога, путь», осет. Fandag «путь», лат. Pons, род. П. Pontis «мост, тропинка», арм. Hun «брод». Исходно — «путь по воде».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Путь

Древнерусское – путь (дорога, путешествие).. ..

Путь

М., род. П. -и́, диал. Также ж. Р. (воронежск.), укр. Путь ж., блр. Пуць м., ст.-слав. Пѫть ὁδός (Супр., Остром.), болг. Път, сербохорв. Пу̑т, род. П. Пу́та, словен. Рȯ́t м., ж., чеш. Роut ж., слвц. Рút᾽, польск. Pąć, род. П. Ра̨сiа, в.-луж. Puć, н.-луж. Puś, полаб. Pǫt. Праслав. *pǫtь родственно др.-инд. Pánthās м. "тропа, дорога, путь", вин. Pánthām, pánthānam, тв. Ед. Раthā, мн. Pathíbhiḥ, авест. Раntā̊ (раntаn-, раϑ-), др.-перс. Раϑi- "дорога", осет. Fandag, fændæg "путь", др.-п..

Путь

Направление биржевой сделки - покупка или продажа.. ..

Путь

1. Просто – линия, соединяющая две точки 2. В нейропсихологии – маршрут, образованный нейронами (телами клеток и аксонными и дендритными отростками), по которому осуществляется нервная проводимость. 3. В простых экспериментах по научению - маршрут в лабиринте. 4. В теории поля К. Левина - топологическая метафора для обозначения пути, по которому человек проходит в психологическом смысле. 5. В социометрии – компонент теоретической модели, который демонстрирует гипотетические причинные связи между..

Путь

- непрерывное отображение f отрезка [0, 1] в топологич. Пространство X. Точки f(0) и f(1) наз. Начальной и концевой точками пути f. П., определенный по f формулой , наз. Путем, обратным f, и обозначается f-1. П., определяемый по путям f1 и f2 c f1(1)=f2(0) формулой наз. Произведением путей f1 и f2 и обозначается f1f2. Совокупность всех П. Линейно связного пространства Xс отмеченной точкой *, начинающихся в ней, образует путей пространство, М. И. Войцеховский. ..

Путь

— дорога, обычно железная, с комплексом сопутствующих сооружений и устройств, рельсовая колея. В общем значении — дорога вообще, путешествие, странствие.. ..

Путь

Назв. Адм.-терр. Единиц, к-рые являлись определенной отраслью управления в дворцовом х-ве рус. Князей в 14 - 1-й пол. 16 вв. П. - это кормления в дворцовом в ведомстве. Были ведомства конюшего (ведал княж. Табунами и стадами, а также лугами), ловчего (охота на зверя), сокольничего (охота на птиц), стольничего (рыбная ловля, сады, огороды), чашничего (бортные леса). Возглавлявшие ведомства люди наз. Путными боярами. Им подчинялись слуги их П., жившие в слободах, селах и деревнях. Сокольники, креч..

Путь

I. См. Дорога см. Палестина (II. V);II. Слово "П." (как и "дорога", "тропа") часто употребляется в Библии в метафорич. Значении:1) вся ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА может быть названа П. (Иов 31:4. Притч 20:24), к-рый не может укрыться от Бога (Пс 138:3. Ис 40:27). Бог держит в Своей руке все П. (Дан 5:23) и охраняет П. Святых (Притч 2:8). Богу ведом и скрытый от человека его грядущий жизн. П. (Иов 3:23), поэтому нужно довериться Богу (Пс 36:5). Наконец, смерть может быть названа "путем всей земли (3Цар 2:2. И..

Путо

(япон. Буда, кор. Потха, от санскр. Поталака), в мифологии дальневосточного буддизма место в древнем государстве Малакута на Малабарском побережье (в Индии), где появлялся бодхисатва Авалокитешвара (Гуань-инь). Впоследствии название Поталака (Потала, П.) было перенесено на другие местности в Китае и Тибете, где якобы является Гуань-инь. Наиболее знаменит остров П. В Восточно-Китайском море, к югу от устья залива Ханчжоувань, который был назван так после того, как японский монах-паломник Эгаку в ..

Путхен

В мифологии народа куки на северо-востоке Индии и в Бангладеш (тибето-бирманская группа) верховное божество. П. Благожелателен к людям. Там, где он обитает - где-то на севере, по-видимому в Тибете, находится рай. Туда П. Пропускает только достойных. Сын П. По имени Гхумокши - злое божество.я. Ч.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Пушан

(др.-инд. Pûsán, вероятно, от pus, «расцветать»), в древнеиндийской мифологии божество, связанное с солнцем, с плодородием, с путём. В ряде случаев отмечаются антропоморфные черты П. И портретные детали (топчущая нога, правая рука, взлохмаченные волосы и борода, беззубость). Его атрибуты - золотой топор, шило, стрекало, колесница, запряжённая козлами вместо коней. О солнечной природе П. Свидетельствуют его нахождение на небе, постоянное движение, наблюдение за всеми существами. Золотой корабль П..

Пушкайтс

Пушайтс (Puschaits, Puschaitis, Puschkayts, Puschkaitus), в прусской мифологии божество, связанное с землёй и находящееся под священной бузиной (в описании ритуалов древней Судавии, 1547). Согласно «Хронике» Бреткунаса (кон. 16 в.), П. - божество, ведающее плодами земли, в частности злаками, по Я. Малецкому (позже - по Я. Ласицкому), - покровитель священных рощ. П. Входит в тетраду богов с природно-хозяйственными функциями, наряду с Аушаутсом, Пильвитсом и Пергрубрюсом, которому П. Противопостав..

Путь

См. Восхождение, нисхождение, проход, паломничество.. ..

Дополнительный поиск Путь Путь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Путь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Путь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 4 символа