Сань Хуан

96

(«три государя», «три властителя»), в древнекитайской мифологии три мифических правителя. Представление о С. Х. Сложилось примерно к 4 в. До н. Э. И, видимо, связано с троичной классификацией в древнем Китае (небо, земля, человек. Небо, горы, воды. Дерево, огонь, вода и т. П.). По одной версии, это первопредок Фу-си, изобретатель огня Суй-жэнь и покровитель земледелия Шэнь-нун. По другой, - Фу-си, прародительница Нюй-ва, Шэнь-нун. По третьей, - Фу-си, бог огня Чжу-жун и Шэнь-нун. В некоторых памятниках вместо Чжу-жуна упоминается бог вод Гун-гун, Апокрифические сочинения рубежа н. Э. Называют Тянь-хуана («властитель неба»), Ди-хуана («властитель земли») и Жэнь-хуана («властитель людей»), В сочинении «Дун шэнь ба ди мяо цзин цзин» («Сокровенная книга о восьми государях - пещерных духах») описываются уже не три, а девять владык.

Маленькие владыки древнейшего периода. Чу тянь хуан цзюнь («первый владыка - государь неба»), в зелёного (тёмно-синего?) цвета парчовой накидке и юбке, в украшенном нефритом головном уборе и с нефритовой пластиной (для записей) в руках. Чу ди хуан цзюнь («первый владыка - государь земли») и Чу жэнь хуан цзюнь («первый владыка - государь людей»), одетые соответственно во всё белое и жёлтое. Затем идут С. Х. Среднего периода. Чжун тянь хуан цзюнь («средний владыка - небесный государь») со змеиным телом и тринадцатью человечьими головами, ему подчинено 100 миллионов 9 тысяч небесных воинов, спускающихся с тёмных туч, он правит 120 злыми облачными духами, 1200 бродячими неприкаянными душами - гуй, 12000 демонами.

Чжун ди хуан цзюнь («средний владыка - государь земли») - змей с одиннадцатью человечьими головами, ему подчинено 100 миллионов 9 тысяч горных воинов с пяти священных пиков, он правит всеми драконами, змеями, крокодилами и черепахами, живущими в восьми пустошах, у четырёх пределов земли, в трёх великих реках, четырёх морях, в горах, реках и долинах. Чжун жэнь хуан цзюнь («средний владыка - государь людей») с туловищем дракона и девятью человечьими головами, ему подчинены три чиновника (см. Сань гуань) и 100 миллионов 9 тысяч воинов, он правит душами всех предков семи поколений, бесами и добрыми духами, душами убитых и погибших от хищных зверей и птиц, убитых палицей или камнями, казнённых в тюрьме или погибших от меча на войне.

Последний разряд - поздние С. Х. Хоу тянь хуан цзюнь («поздний владыка - государь неба») - с телом змеи, но человечьей головой по фамилии Фэн и по имени Пао-си (т. Е. Отождествляемый с мифическим первопредком фу-си). Хоу ди хуан цзюнь («поздний владыка - государь земли»), отождествляемый с богиней-прародительницей Нюй-ва, называемый ещё Нюй-хуан («женщина-владыка») и описываемый как существо со змеиным телом и человечьей головой, и, наконец, Хоу жэнь хуан цзюнь («поздний владыка - государь людей»), отождествляемый с Шэнь-нуном и изображаемый существом с телом человека, но с головой быка.В поздней официальной, а также народной традиции начиная с конца 13 в. С. Х. - обычно три мифических государя. Фу-си, Шэнь-нун и Хуан-ди, рассматриваемые не как первопредки и культурные герои, а как покровители лекарского искусства.

Причины зачисления в эту триаду Фу-си не очень ясны, хотя в народе его зачисление в покровители медицины объясняют тем, что Фу-си научил людей варить мясо и тем самым избавил от болезней живота. Храмы этих покровителей медицины были широко распространены в старом Китае, с соответствующими скульптурными изображениями С. Х.Лит. Сыма Цяиь, Исторические записки, т. 1, М., 1972, с. 345-49. Гу Цзе-ган и Ян Сян-куй, Санъ хуан као (Разыскания о трех властителях), Пекин, 1936. Гу Цзе-ган, Гу ши бянь (Спорные вопросы древней истории), т. 7, Шанхай, 1941, с. 175-89.В. Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Сань Хуан

САНЬ ХУАН (кит. Три государя) - в китайской мифологии триада божеств - первопредков (Фу-си, Суй-жэнь или Нюй-ва и Шэнь-нун).. ..

Сань Гуань

(«три чиновника»), в китайской даосской и поздней народной мифологии божества трёх стихий. Тянь-гуань («небесный чиновник»), Ди-гуань («чиновник земли») и Шуй-гуань («чиновник воды»). Именуются также Сан гуань дади («великие государи три чиновника»). Считалось, что Тянь-гуань дарует счастье, Ди-гуань отпускает грехи, а Шуй-гуань отвращает беду. В даосизме идея С. Г. Нередко контаминировалась с представлением о Сань юань («три начала»), в соответствии с которым священными считались 15-е числа 1-й..

Сань Мао

(«трое Мао»), Сань-Мао-цзюнь («три государя Мао»), в поздней китайской народной мифологии братья по фамилии Мао - Ин, Гу и Чжун, популярные святые даосского толка. По преданию, они жили при династии Хань во 2 в. До н. Э. Когда старшему Мао Ину исполнилось 18 лет, он ушёл от родителей и поселился на горе Хэншань. Там он сделался учеником святого Ван-цзю-ня, перенимая искусство воспитания духа, с помощью которого человек становится лёгким и не нуждается в еде. Постигнув законы дао и путь самоусове..

Сань Цин

(«три чистоты»), в китайской даосской космогонии три сферы высшего мира. Юйцин («нефритовая чистота»), Шанцин («верхняя чистота») и Тайцин («великая чистота»). Юйцин доступна совершенномудрым (шэн), Шанцин - святым (чжэнь), Тайцин - даосским бессмертным (сянь). В позднем религиозном даосизме эти сферы имели одноимённых богов (в некоторых источниках они имеют особые названия). Божество Юйцина именуется обычно Юань-ши тянь-цзунь («изначальный небесный владыка»), иногда Лэ Цзинь-синь, или носит тит..

Саньчжушу

(«тройное жемчужное дерево»), в древнекитайской мифологии чудесное дерево с тремя стволами. В «Шань хай цзине» («Книга гор и морей») говорится. «Саньчжушу растёт у реки Чишуй (Красная). Оно похоже на кипарис, но вместо иголок - жемчужины. Оно подобно хвосту кометы». Изображения С. Найдены на каменных (могильных) рельефах эпохи Хань (рубеж н. Э.), в частности в провинции Шаньдун. Китайский учёный Юань Кэ предполагает, что, согласно мифу, С. Выросло из чудесной жемчужины, потерянной мифическим гос..

Дополнительный поиск Сань Хуан Сань Хуан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сань Хуан" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сань Хуан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа