Симон Маг
(греч. Σίμων, лат. Simon, от евр. Chimon, «бог услышал»), Симон волхв, в христианских преданиях самарийский чародей, антагонист апостола Петра. Согласно «Деяниям апостолов» (8, 9-24), С. М., «выдавая себя за кого-то великого», снискал волхвованием чрезвычайную славу в народе, но проповедь апостола Филиппа поколебала его авторитет и он принял крещение. Из зависти к могуществу апостолов С. М. Предлагает пришедшему в Самарию вслед за Филиппом Петру деньги в обмен на апостольское достоинство, но тот проклинает его как помыслившего купить дар божий (отсюда термин «симония» - практика продажи и покупки церковных должностей). О дальнейшей судьбе С. М. Повествуют многочисленные легенды, касающиеся подвижничества Петра в Риме.
В них усугубляется мотив соперничества апостола и чародея (которое подчёркивается совпадением имён Симона= Петра и С. М.). Раз за разом Пётр изобличает волхва, пока не одерживает над ним окончательной победы, утверждая торжество веры над суеверием. Например, существует рассказ о том, как С. М., присвоив себе имя Христа, поместил у входа в своё жилище огромного пса («пёс чёрен» - традиционное обличье «нечистой силы») и угрожал, что тот разорвёт всякого, кто не верит, что он Христос. Пётр молитвой обращает ярость пса против его хозяина (по иной версии, пёс страшным голосом уличает чародея во лжи). В другой раз С. М. Объявляет себя бессмертным и в доказательство кладёт голову на плаху, но в последний момент подставляет вместо себя овна, сам же, проведя три дня в укромном месте, с триумфом возвращается ко двору императора.
Но и этот обман открыт Петром, и С. М., чувствуя силу соперника, решается имитировать вознесение, чтобы со славой покинуть Рим. По этому случаю на форуме (или на Марсовом поле) воздвигается высокая деревянная башня, с которой С. М. Бросается вниз. Демоны подхватывают его, но Пётр приказывает им отступиться, и колдун разбивается о камни (ср. Значение имени Пётр - «камень»). Мотив самозванства, фальшивого притязания на уподобление Христу присутствует и в самой ранней версии легенды о кончине чародея (впервые зафиксированной у Ипполита, нач. 3 в.), по которой С. М. Приказывает зарыть себя заживо в землю, обещая воскреснуть на третий день. Таким образом, С. М. Оказывается антагонистом не только апостола, но, в более глубоком смысле, и самого Христа, предтечей самозванца последних времен - антихриста.С.
М. Выступает также как проповедник доктрины, противостоящей христианской ортодоксии. Ранние церковные писатели (начиная с Юстина Мученика, 2 в.), сообщающие некоторые подробности биографии С. М. (в частности, что он был уроженцем местечка Гитта), называют его основоположником гностицизма (секта «симониан»). Симон отождествлял себя с высшей божественной силой, а странствовавшую с ним блудницу по имени Елена - с космической праматерью Премудростью (София). Стилизованное переложение легенды о С. М. Содержится в книге А. М. Ремизова «Подорожье». В иконографии часто разрабатывался мотив неудачного полёта и падения С. М.Лит. Рieper К., Die Simon - Magus - Perikope, Münster, 1911.О. Е. Нестерова.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Симон Маг
На нашем сайте Вы найдете значение "Симон Маг" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Симон Маг, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 9 символа