Симон Маг

172

(греч. Σίμων, лат. Simon, от евр. Chimon, «бог услышал»), Симон волхв, в христианских преданиях самарийский чародей, антагонист апостола Петра. Согласно «Деяниям апостолов» (8, 9-24), С. М., «выдавая себя за кого-то великого», снискал волхвованием чрезвычайную славу в народе, но проповедь апостола Филиппа поколебала его авторитет и он принял крещение. Из зависти к могуществу апостолов С. М. Предлагает пришедшему в Самарию вслед за Филиппом Петру деньги в обмен на апостольское достоинство, но тот проклинает его как помыслившего купить дар божий (отсюда термин «симония» - практика продажи и покупки церковных должностей). О дальнейшей судьбе С. М. Повествуют многочисленные легенды, касающиеся подвижничества Петра в Риме.

В них усугубляется мотив соперничества апостола и чародея (которое подчёркивается совпадением имён Симона= Петра и С. М.). Раз за разом Пётр изобличает волхва, пока не одерживает над ним окончательной победы, утверждая торжество веры над суеверием. Например, существует рассказ о том, как С. М., присвоив себе имя Христа, поместил у входа в своё жилище огромного пса («пёс чёрен» - традиционное обличье «нечистой силы») и угрожал, что тот разорвёт всякого, кто не верит, что он Христос. Пётр молитвой обращает ярость пса против его хозяина (по иной версии, пёс страшным голосом уличает чародея во лжи). В другой раз С. М. Объявляет себя бессмертным и в доказательство кладёт голову на плаху, но в последний момент подставляет вместо себя овна, сам же, проведя три дня в укромном месте, с триумфом возвращается ко двору императора.

Но и этот обман открыт Петром, и С. М., чувствуя силу соперника, решается имитировать вознесение, чтобы со славой покинуть Рим. По этому случаю на форуме (или на Марсовом поле) воздвигается высокая деревянная башня, с которой С. М. Бросается вниз. Демоны подхватывают его, но Пётр приказывает им отступиться, и колдун разбивается о камни (ср. Значение имени Пётр - «камень»). Мотив самозванства, фальшивого притязания на уподобление Христу присутствует и в самой ранней версии легенды о кончине чародея (впервые зафиксированной у Ипполита, нач. 3 в.), по которой С. М. Приказывает зарыть себя заживо в землю, обещая воскреснуть на третий день. Таким образом, С. М. Оказывается антагонистом не только апостола, но, в более глубоком смысле, и самого Христа, предтечей самозванца последних времен - антихриста.С.

М. Выступает также как проповедник доктрины, противостоящей христианской ортодоксии. Ранние церковные писатели (начиная с Юстина Мученика, 2 в.), сообщающие некоторые подробности биографии С. М. (в частности, что он был уроженцем местечка Гитта), называют его основоположником гностицизма (секта «симониан»). Симон отождествлял себя с высшей божественной силой, а странствовавшую с ним блудницу по имени Елена - с космической праматерью Премудростью (София). Стилизованное переложение легенды о С. М. Содержится в книге А. М. Ремизова «Подорожье». В иконографии часто разрабатывался мотив неудачного полёта и падения С. М.Лит. Рieper К., Die Simon - Magus - Perikope, Münster, 1911.О. Е. Нестерова.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Симон Маг

Величайший самаритянский гностик и тавматург, прозванный «великою Силою Бога».. ..

Сильвий

(Silvius), в римской мифологии первый царь Альба-Лонги, сын Лавинии, родившей его в лесу (отсюда его имя silvius, «лесовик», Dion. Halic. I 70), по другой версии, - сын Аскания (Liv. I 3). Цари Альбы - его потомки - также именовались Сильвиями (Serv. Verg. Аеп. VI 762), что, по мнению Дж. Фрейзера, свидетельствует о древнем культе леса и деревьев, связи культа царей с духами растительности.Е. Ш.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Сим

ХАМ, ИАФЕТ, Шем, Хам, Йефет (греч. 'Σήμ, Χάμ, Ιάφεθ. Евр. Ŝœm. Hâm, Yçfet), в ветхозаветных преданиях сыновья Ноя, которые спаслись со своими жёнами в ковчеге во время потопа и от которых затем «населилась вся земля» (Быт. 9, 19). Когда Ной опьянел и лежал обнажённый, Хам насмеялся над ним, Сим же и Иафет проявили сыновнюю почтительность, они не смотрели на отца и прикрыли его одеждой. За это Ной благословил Сима и Иафета, Ханаана же, сына Хама, проклял и обрёк на рабство (9, 20-27). Талмудическ..

Симонид

(Simonides, Σιμωνίδης). Знаменитый греческий лирический поэт родом с о. Кеоса, род. В 559 г. До Р. X., умер в 469 г. В Афинах он одержал победу над Эсхилом, сочинив элегию в честь павших при Марафоне. Впоследствии он жил при дворе Гиерона, в Сиракузах, где и умер. Симонид был современником Пиндара и оставил множество лирических стихотворений, отличающихся замечательной художественностью. Впрочем, до нас дошли лишь немногие его произведения, большей частью в отрывках.(Источник. «Краткий словарь м..

Симплегады

— (греч. Сталкивающиеся), скалы, плававшие у входа в Понт Эвксинский, они сталкиваясь, уничтожали корабли. После того как аргонавты смогли проплыть между ними, симплегады застыли и перестали угрожать мореплавателям.// Н.А. Кун. СИМПЛЕГАДЫ(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Дополнительный поиск Симон Маг Симон Маг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Симон Маг" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Симон Маг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа