Сказки И Мифы
В архаическом фольклоре различение между мифом и сказкой (С.) трудноустановимо. Выделяемые самими носителями традиции две формы повествования [пыныл и лымныл - у чукчей, хвенохо и хехо - у фон (Бенин), лилиу и кукванебу - у киривна в Меланезии и т. П.] лишь условно соотносятся с мифами и С.Происхождение С. Из мифа у большинства исследователей не вызывает сомнения. Архаические С. Обнаруживают отчётливую сюжетную связь с первобытными мифами, ритуалами, племенными обычаями. Мотивы, характерные для тотемических мифов и особенно мифологических анекдотов о трикстерах, широко отразились в С. О животных. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной С. О браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик (ср.
Сюжеты AT 400, 425 и др.). Чудесная жена (в более поздних вариантах - муж) дарит своему избраннику удачу в охоте, мёд (если она пчела), богатый урожай и т. П., но покидает его из-за нарушения им какого-либо запрета (не называть по имени, не ругать и т. П.). С. О посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц (AT 301 и др.) аналогичны мифам и легендам о странствованиях шаманов или колдунов за душой больного или умершего. Популярные С. О группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них (AT 327 и др.), или об убийстве могучего змея - хтонического демона (AT 300 и др.), воспроизводят мотивы, специфичные для посвятительных обрядов.Важной предпосылкой превращения в С.
Мифов, имеющих обрядовую основу, являющихся составной частью ритуалов или комментарием к ним (см. Обряды и мифы ), был разрыв непосредственной связи этих мифов с ритуальной жизнью племени. Отмена специфических ограничений на рассказывание мифа, допущение в число слушателей и непосвящённых (женщин и детей) влекли за собой невольную установку рассказчика на вымысел, акцентирование развлекательного момента и неизбежно - ослабление веры в достоверность повествования. Из мифов изымается особо священная часть, усиливается внимание к семейным отношениям героев, их ссорам и дракам и т. П. Первоначально строгая достоверность уступает место нестрогой достоверности, что способствует более сознательному и свободному вымыслу.В генезисе С.
Существенна роль демифологизации времени и места действия, переход от строгой локализации (там, где она имела место) событий к неопределённости сказочного времени и места действия. Отсюда проистекает и демифологизация результата действия, т. Е. Отсутствие в С. Характерного для мифа этиологизма. Если в мифе деяния демиурга (даже если они по своему характеру подобны трюкам мифологического плута), мифологические приобретения имеют коллективное и космическое значение, определяя космогонический процесс (происхождение света, огня, пресной воды и т. Д.), то в С. Добываемые объекты и достигаемые цели составляют индивидуальное благополучие героя, приобретения которого носят семейно-родовой, социальный характер. Так, герой волшебной С.
Похищает живую воду для излечения больного отца (напр., в гавайских С. Или в С. Европейских народов) или добывает огонь с помощью зверей для своего очага (у фон), а персонаж животной С. (заяц или паук) хитростью похищает для себя одного воду из колодца. Этиологический смысл мифа постепенно вытесняется моралью (в С. О животных), стилистическими формулами, намекающими на недостоверность повествования (в волшебных С.). Происходит демифологизация и самих героев. Десакрализация тотемных персонажей при сохранении их зооморфности явилась предпосылкой формирования С. О животных, восходящих к сказаниям о мифологических плутах. Главный герой животных С. - зооморфный трикстер, а его проделки - основные структурные элементы сюжета.
По мере забвения тотемических верований С. О животных обогащаются бытовыми мотивами.Демифологизация героя волшебной и волшебно-героической С. Сопровождается его полной антропоморфизацией и в известной мере идеализацией. У него - божественные родители, чудесное происхождение, иногда сохраняются реликтовые тотемические черты. Однако сказочный герой не имеет изначально магических сил, которыми по самой своей природе обладает герой мифологический. В архаических С. Он приобретает эти качества в результате инициации, шаманского искуса, особого покровительства духов. С., ещё в значительной степени сохранившие мифологическую фантастику, например, имеются у северозападных индейцев. В них рассказывается о необычайных испытаниях, которым подвергается сын (или зять) солнца.
Это своего рода героические С., но богатырство героя в них носит ещё колдовской, шаманский характер. Будущий зять солнца найден в брюхе щуки, сам может превращаться в щуку, получает помощь от щуки (тотемический мотив). С помощью данного ему некой старухой мешка с ветрами герой тушит насылаемый солнцем огонь, он охотится за дочерьми солнца, принявшими вид коз или птиц, с дочерьми солнца улетает на землю.В процессе демифологизации героя, по-видимому, сыграло свою роль взаимодействие традиций собственно мифологического повествования и всякого рода первобытных быличек-рассказов о встречах в недавнем прошлом с различными злыми или добрыми духами. Центральные персонажи быличек - обыкновенные люди. Демифологизация героя в С.
Дополняется часто нарочитым выдвижением в качестве героя «не подающего надежд», социально обездоленного, гонимого и униженного представителя семьи, рода, селения. Таковы многочисленные бедные сироты в фольклоре меланезийцев, горных тибето-бирман-ских племён, эскимосов, палеоазиатов, североамериканских индейцев и др. Их обижают сородичи и соседи, а духи становятся на их защиту. Хотя различные признаки «низкого» героя (напр., «неумойка», «незнайка», «дурачок», связанный с золой и очагом) имеют большое значение, восходя к ритуально-мифологической семантике (ср. Ритуальное значение грязи, золы, лени, безумия, очага и пр.), сознательно маркируется именно его социальная обездоленность. Если С. О сыне или зяте солнца и других «высоких» героях представляют собой архаические аналоги русских волшебных С.
Об Иване-царевиче, то бедный сиротка - «грязный парень» аналогичен запечникам - младшим братьям. Золушке в европейских С., Иванушке-дурачку.Классическая форма волшебной С. Сложилась гораздо позже, чем классическая С. О животных, уже за пределами первобытной культуры. Она известна только в фольклоре цивилизованных народов Европы и Азии и отличается от архаической С. В большей мере, чем последняя от мифа. Её формирование было подготовлено упадком (хотя и неполным) мифологического мировоззрения, превращением конкретно-этнографической фантазии в обобщённо-поэтическую. В архаическом фольклоре сказочная фантастика столь же конкретно этнографична, как и в мифах, основана на конкретных племенных верованиях. В классической волшебной С.
Она оторвана от них, создаётся достаточно условная поэтическая мифология С. Чудесные существа, например, в русской С. - иные, чем в русской быличке, отражающей сохранившиеся в определённой среде суеверия. Категория волшебного, хотя генетически связана с магическим и сакральным, не тождественна им и специфична для С. (а не для мифа). Сказка поэтизирует не только образы мифических существ (баба-яга, змей, кащей и т. П.), но и сами магические превращения и колдовские действия.Собственно сказочная семантика может быть интерпретирована только исходя из её мифологических истоков. Однако для сказочной семантики, в отличие от мифологической, характерна гегемония социального кода. Фундаментальные мифологические противоположности типа жизнь - смерть в значительной мере оттесняются социальными коллизиями, выступающими в форме внутрисемейных отношений.В архаической С.
Семейная тема только намечается. Сказочная семья в известной мере является символическим обобщением большой семьи, т. Е. Патриархального объединения полуродового типа, и сюжеты семейных распрей, угнетение падчерицы или нанесение обиды младшему брату имеют имплицитно социальное значение как знаки разложения рода. Мотив младшего брата, по-видимому, косвенно отражает вытеснение архаического минората и развитие семейного неравенства. Образ мачехи мог возникнуть только при условии нарушения эндогамии, т. Е. При женитьбе на слишком «далеких» (из чужих племён) невестах. Не случайно мотив мачехи - падчерицы в европейских С. В некоторых устойчивых сюжетах альтернативен мотиву инцестуального преследования дочери отцом - попытки крайнего нарушения экзогамии (запрещающей брак слишком близких родственников).Нарушения норм семейно-брачных отношений (в виде инцеста или, напротив, женитьба на слишком далёких невестах) и взаимных обязательств свойственников оказываются источником серьёзных коллизий и в мифах, приводя к разъединению исконно связанных между собой космических элементов.
Их воссоединение требует медиации и медиаторов. В С. Те же самые нарушения (ср. Лёгкое нарушение брачных запретов в С. О тотемной жене, сбросившей звериную оболочку. Похищение царевны в качестве наложницы змеем - слишком далёким женихом. Преследование дочери отцом - инцест или падчерицы мачехой - слишком далёкой женой отца и т. П.) рассматриваются со стороны возможных социальных, а не космических последствий. «Правильный» брачный обмен всё больше теряет коммуникативную функцию (как в палеоазиатских мифах о приключениях детей ворона, заключающих «правильные» браки с существами, персонифицирующими и контролирующими погоду и морской промысел, т. Е. С социализированными космическими силами). В С., где речь идёт не о племенном благополучии на космическом фоне, а о личном счастье на фоне социальном, брак «низкого» героя с царевной (или «низкой» героини с царевичем), сопровождающийся повышением социального статуса героя, представляет собой своеобразный чудесный выход для индивида из социальной коллизии [в классической С.
Встречается чудесное рождение героя как форма его идеализации, но чаще «высокое» происхождение имеет социальные формы (царевич)]. Свадьба выступает как средство преодоления фундаментальных противоречий, выявляемых на уровне сказочной семьи, и осуществляет медиацию в оппозиции «низкий» - «высокий». В архаических С. Тема женитьбы периферийна. Семейные отношения выступают иногда как средство достижения хозяйственных успехов, магических предметов и т. П. При переходе от архаической к классической волшебной С. Средство и цель как бы меняются местами. Даже в С. О добывании диковинок поиски пера жар-птицы, живой воды и т. П. - только прелюдия к свадьбе царевны. В других же С. Чудесные предметы выступают всегда лишь как средство, обеспечивающее в конечном счёте счастливый брак.
Женитьба сохраняет медиативную функцию и в тех редких случаях, когда в С. Жених и невеста оба - высокого социального происхождения. В подобных случаях герой нередко сознательно скрывается под маской «низкого» и лишь впоследствии обнаруживает своё действительное происхождение (как в С. О золотоволосом юноше и др.).В целом для семантики волшебной С. Типично сохранение важнейшего мифологического противопоставления свой - чужой (характеризующее отношения героя и его антагониста), которое проецируется на различные плоскости. Дом - лес (ребёнок - баба-яга), наше царство - иное царство (молодец - змей), родная семья - неродная семья (падчерица - мачеха) и т. П. И описание норм семейно-брачных отношений ведётся в плане того же противопоставления.
От нормально экзогамного брака с «тотемной» супругой, объединяющего «человеческое» и «звериное», до их предельного нарушения в виде инцеста.В классической волшебной С. Успех или неуспех героя уже не является прямым следствием соблюдения им магических предписаний, обретения магических способностей в результате инициации или шаманского искуса, родственных или брачных связей с духами. Чудесные силы вообще как бы отрываются от героя и действуют в значительной мере вместо него. Их благоволение к герою обусловливается соблюдением им определённых, довольно отвлечённых правил поведения, диктующего структуру сказочного поступка, его основной принцип - обязательность положительного ответа на любой вызов, особенно ведущий к действию (даже если он исходит от явно враждебного существа).
Всякое предписание должно быть выполнено, а всякий запрет нарушен. Эта формальная система поведения, абстрагированная от конкретных обычно-правовых норм, специфична для С. Это не исключает того, что поступки героя могут одновременно иметь морально-этическую характеристику (вежливость, доброта, щедрость и т. П.), что также типично для С. Волшебные силы активно помогают герою совершить подвиг, часто действуют вместо него, но в правильном поведении всегда проявляется добрая воля героя (и злая воля ложного героя - в неправильном).Как миф, так и развитая С. Имеют единую морфологическую структуру, предстающую как цепь потерь (бед, недостач) неких космических или социальных ценностей и их приобретений, связанных между собой действиями героя (являющихся их результатом).
Эти действия - космогонические и культурные деяния демиургов в мифах, проделки трикстеров в С. О животных и испытания героев в волшебных С. - дистрибутивно тождественны (все они - промежуточные звенья между потерей и приобретением). Но миф или архаическая С. Выступают как некая метаструктура по отношению к классической волшебной С. В архаической С. Цепь потерь и приобретений может состоять из неопределённого числа звеньев и положительный, счастливый финал (приобретение), хотя и встречается чаще, чем отрицательный (потеря), не обязателен. Все звенья более или менее структурно равноценны и достаточно обособлены. В классической волшебной С. Отдельные сюжетные звенья обязательно образуют жёсткую иерархическую ступенчатую структуру, в которой одни сказочные ценности - средство для достижения других (аналогично и в классической С.
О животных, состоящей из цепи трюков, также, хотя и в меньшей степени, чем в волшебной С., иерархизированных относительно друг друга). Иерархическая структура волшебной С. Состоит из двух или чаще трёх основных звеньев - испытаний героя. Предварительного (некий даритель контролирует знание героем правил поведения), основного (подвиг, ведущий к ликвидации первоначальной беды или недостачи) и дополнительного (испытание на идентификацию. Герой должен доказать, что именно он совершил подвиг, после чего происходит посрамление соперников и самозванцев). Финал классической волшебной С. - непременно счастливый, как правило, - женитьба на царевне и получение полцарства. Таким образом, не только ликвидируется первоначальная беда-недостача, но имеются и дополнительные приобретения, оборачивающиеся наградой герою.
Испытания героя в волшебной С. Сопоставимы с испытаниями, характерными для посвятительных (инициационных) либо брачных (более поздних) ритуалов в архаическом обществе и соответствующих мифов. Поскольку через инициации и другие переходные (напр., из одного возрастного класса в другой) ритуалы проходит каждый индивид, то С., с её интересом к судьбе личности, широко использует мифологические мотивы, сопряжённые с ритуалами посвятительного типа. Эти мотивы отмечают вехи на пути героя (ряд испытаний, приобретение магических сил) и становятся символами самой героичности (победа над змеем и т. П.). Так, ряд важнейших символов, мотивов, сюжетов и отчасти общая структура волшебной С. Связаны с посвятительными ритуалами (см.
Исследования В Я Проппа Дж Кэмпбелла и более ранние - П Сентива). Однако ритуальным эквивалентом классической формы волшебной С. Скорее является свадьба - ритуал более молодой и индивидуализированный по сравнению с инициацией, с которой он отчасти связан генетически. Отсюда в какой-то мере справедливо и утверждение, что инициация - ритуальный эквивалент соответствующих типов мифа и архаических форм С., а свадьба - развитой волшебной С. Целый ряд сказочных мотивов и символов - башмачок Золушки, запекание кольца в пирог, ряженье невесты в свиную кожу или кожу старухи (в японской С.), подставная мнимая невеста, бегство невесты или жениха, запрет называть родовое имя молодой жены и т. П. - находит объяснение в брачных обычаях и обрядах многих народов мира и в конечном счёте восходит также к древней ритуально-мифологической семантике.
С. Сопоставима и со свадебным обрядом в целом, поскольку женитьба на царевне или брак с царевичем является конечной сказочной целью. Отсюда, однако, не следует общий вывод о принципиально ритуальном генезисе волшебной С., поскольку своеобразие сказочной фантастики, саму жанровую форму С. Во многом определяют и первобытные фетишистские, тотемические, анимистические, магические представления и сами специфические особенности мифологического мышления, мифологические медиации.На стилистическом уровне важнейшими жанровыми показателями, которые противопоставляют волшебную классическую С. Мифу как художественный вымысел, являются сказочные традиционные формулы, указывающие на неопределенность времени и места (в зачинах), недостоверность (указание на небылицу через категорию не- возможного в концовке) и т.
Д. Зачины и концовки классической волшебной С. Полярно противоположны инициальным формулам (указывающим на ми- фическое время первотворения. «это было тогда, когда животные ещё были людьми» и т. П.) и финальным формулам этиологического характера архаической С. В то же время прямая речь в С. Сохраняет в схематизированном виде некоторые ритуально-магические элементы.Лит. Пропп В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М-. 1969. Его же. Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946. Мелетинский Е. М., Герой волшебной сказки, М., 1958;его же, Миф и сказка, в сб. Фольклор и этнография, Л., 1970. Его же. Поэтика мифа, М., 1976. Saintyves P., Les contes de Perrault et les récite parallèles..., P., 1923. Jоllеs А., Einfache Formen, 2 Auil., Halle, 1966.
Boas Г., General anthropology, N. Y., [1938]. Thompson S., The Folktale, N. Y., 1946. Его же, Motif-index of folk-literature, v. I-6. Bloomington, 1956-58. Campbell J., Hero with a thousand faces, N. Y., 1949. Vries Jan de, Betrachtungen zum Märchen, besonders in seinem Verhältnis zu Heldensage und Mylhos, Hels., 1954 (Folklore Fellow communications, v. 63, № 150).Е. М. Мелетинский.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Сказки И Мифы
На нашем сайте Вы найдете значение "Сказки И Мифы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказки И Мифы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 13 символа