Совий

131

В литовской мифологии основатель традиции трупосожжения и проводник душ. Трупосожжение, бытовавшее у балтов и других народов в 1-м - нач. 2-го тыс. Н. Э., считалось наиболее лёгким способом помочь душе достичь небесного царства и обрести там новую жизнь, воскресение. С. Упомянут западнорусским переписчиком во вставке 1261 к русскому переводу «Хроники» Иоанна Малалы. С. Однажды поймал вепря и отдал его девять селезёнок сыновьям, чтобы те их испекли. Узнав, что дети съели их, разгневанный С. Решил сойти в ад, но смог проникнуть туда лишь через девятые ворота, которые указал ему один из сыновей. Затем сын сам отправился на поиски отца и, найдя его, похоронил в земле. Восставший наутро С. Поведал сыну, что он изъеден червями и гадами.

Тогда сын положил С. В дерево, но тот наутро был изъеден комарами и пчёлами. Лишь после сожжения С. Сказал сыну, что «крепко спал, яко детище в колыбели». Литовцы, ятвяги, пруссы и др. Названы в рассказе «совицею», а С. - проводником в ад, который ввёл Трупосожжение, «чтобы они приносили жертву. Андаю и Перкунасу, и Жворуне. И Телявелю-кузнецу, который ему солнце выковал». Связь С. С Телявелем и солнцем позволяет сопоставить балтийский миф с распространённым сказочным мотивом о кузнеце, воскресившем умершего (омолодившем старика. AT 753), и предположить его солярную символику. Ср. Огонь погребального костра и небесный солнечный огонь, вепря, пойманного С., как зооморфное воплощение солнца («свинка, золотая щетинка»), девять врат, которые можно толковать как девять солнечных «домов» зодиака, соответствующих девяти месяцам от весеннего равноденствия до порождения нового солнца, девяти колесницам солнца в литовских песнях.

Девять селезёнок вепря дублируют тему девяти врат (по сообщению Преториуса, жители Надравии гадали по селезёнке жертвенной свиньи о будущем годе, урожае и т. П.) и делают вероятным предположение о девяти сыновьях С., из которых девятый указал ему девятые врата ада. Таким образом, весь сюжет о С. Может быть соотнесён с годовым движением солнца. В Ипатьевской летописи (1144), цитирующей «Хронику» Малалы, говорится о боге Свароге - Совароге, отождествляемом с кузнецом Гефестом, и сыне его Солнце. Характерно, что индоевропейский корень для обозначения солнца *sâue- (*sû-, *sue-) близок форме имени С. См. Также ШвинторогЛит. Топоров В. Н., Об одной «ятвяжской> мифологеме в связи со славянской параллелью, Acta Baltlco-Slavica., 1966, N 3.В.

И., В. Т.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Собрание Знати

Пурухита стоявший справа от трона, успел уже доложить царю и собравшимся о благом расположении небесных светил и отсутствии препятствий для работы государственного совета, а царь, взглянув на пустое место слева от себя, объявить, что он еще не решил, кого назначить на место ушедшего в обиталище Ямы родича и полководца Кичаки, как в зал заседаний вступили пятеро могучих кшатриев. Их появление вызвало переполох. Все, кроме царя, вскочили. — Пандавы. Пандавы. — послышались возгласы. Царь поднял ру..

Сова и Вороны

И крадется не знающий жалости воин, Словно к стае вороньей — бесшумной совою. И во мраке горят его желтые очи. Колдовством победителей стан заморочен. И угасла великих воителей слава Над Курукшетрой луною кровавой. Весть о том, что могучий Дурьйодхана сражен, облетев весь мир, достигла места, где находились остатки разгромленного его воинства. И ринулся Ашваттхаман вместе с Крипой и возничим к берегу озера, чтобы взглянуть на умирающего и с ним проститься. Еще издали они увидели парящих над Дур..

Согин

В корейской мифологии духи - стражи могил. Среди них различались гражданские стражи (мунсок) и военные стражи (мусок). Каменные фигуры С. Ставились у усыпальниц государей и могил сановников.л. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Содом И Гоморра

(евр. Sìdôm, 'ãmôrâh. Греч. Σόδομα Γομόρρα), в ветхозаветном предании два города, жители которых погрязли в распутстве и были за это испепелены огнём, посланным с неба. Библия локализует С. И Г. «в долине Сиддим, где ныне море Солёное» (Быт. 14, 3) и называет их в числе ханаанских городов пятиградья, отпавших от Элама, а затем потерпевших поражение от царя эламского и его союзников (Быт. 10, 19. 14, 2-24). Согласно преданию, «жители Содомские были нечестивы и весьма грешны перед господом» (13, 1..

Дополнительный поиск Совий Совий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Совий" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Совий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа