Спента-майнью
(авест., «дух святости»), в иранской мифологии дух-творец. С.-М. Вдохновляет Заратуштру, в конце мировой истории он должен уничтожить «духа зла» Ангро-Майнью («Яшты» XIII 3. XVIII 2. XIX 96). Согласно одной концепции образа, обычно считающейся более древней, С.-М. Вместе со своим братом-близнецом Ангро-Майнью порождены Ахурамаздой и оба действуют как демиурги земного творения на уровне телесной осязаемой реальности «гетик», тогда как Ахурамазда пребывает в сфере чистой духовности «менок». С.-М. Создаёт благую часть мира, а его брат - плохую («Бундахишн» 1, 8 и др. Источники). Согласно «Яшту» (VIII 48), все творения С.-М. - «Те, что живут под землёй, на земле, в воде, летают, рыщут по равнинам, все те, что населяют безграничный и бесконечный мир С.-М.».
Вместе с Огнём С.-М. Наблюдает за исполнением решений и приговоров, вынесенных Ахурамаздой («Ясна Семи глав», 36, 1).По второй концепции образа, С.-М. - ипостась, творческий аспект Ахурамазды.Образ С.-М. Рано привлёк внимание греческих философов. Уже в схолии (Гермодора?) к диалогу Платона «Алкивиад» (I 122а) содержится соответствие понятию С.-М., в конце 4 в. До н. Э. Гекатею Абдерскому уже была известна авестийская мифологема о С.-М. Как источнике вдохновения Заратуштры. Типологически и функционально С.-М. Близок ветхозаветному духу святому, что издавна побуждало специалистов (Ш. Арле, Ж. Дармстетер и др.) к гипотезам об исторической взаимозависимости обоих образов.Лит. Oet og Vest, Kbh., 1945. Lentz W., Seiler Н., Tavadia J.
C., Yasna 47, Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1963, Bd. 103.Л. Л.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Спента-майнью
На нашем сайте Вы найдете значение "Спента-майнью" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спента-майнью, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 13 символа