Спента-майнью

131

(авест., «дух святости»), в иранской мифологии дух-творец. С.-М. Вдохновляет Заратуштру, в конце мировой истории он должен уничтожить «духа зла» Ангро-Майнью («Яшты» XIII 3. XVIII 2. XIX 96). Согласно одной концепции образа, обычно считающейся более древней, С.-М. Вместе со своим братом-близнецом Ангро-Майнью порождены Ахурамаздой и оба действуют как демиурги земного творения на уровне телесной осязаемой реальности «гетик», тогда как Ахурамазда пребывает в сфере чистой духовности «менок». С.-М. Создаёт благую часть мира, а его брат - плохую («Бундахишн» 1, 8 и др. Источники). Согласно «Яшту» (VIII 48), все творения С.-М. - «Те, что живут под землёй, на земле, в воде, летают, рыщут по равнинам, все те, что населяют безграничный и бесконечный мир С.-М.».

Вместе с Огнём С.-М. Наблюдает за исполнением решений и приговоров, вынесенных Ахурамаздой («Ясна Семи глав», 36, 1).По второй концепции образа, С.-М. - ипостась, творческий аспект Ахурамазды.Образ С.-М. Рано привлёк внимание греческих философов. Уже в схолии (Гермодора?) к диалогу Платона «Алкивиад» (I 122а) содержится соответствие понятию С.-М., в конце 4 в. До н. Э. Гекатею Абдерскому уже была известна авестийская мифологема о С.-М. Как источнике вдохновения Заратуштры. Типологически и функционально С.-М. Близок ветхозаветному духу святому, что издавна побуждало специалистов (Ш. Арле, Ж. Дармстетер и др.) к гипотезам об исторической взаимозависимости обоих образов.Лит. Oet og Vest, Kbh., 1945. Lentz W., Seiler Н., Tavadia J.

C., Yasna 47, Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1963, Bd. 103.Л. Л.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Спевзипп

(Speusippus, Σπευσίππος). Племянник философа Платона и его преемник в Академии.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Спеништа

(авест., «святейший»), в иранской мифологии (зороастризме) один из пяти видов природных огней. В отличие от солнца, «пылающего пред господом на небесах» (Берсизава), огня, одушевляющего животных и человека (Вохуфрйана), огня, пребывающего в дереве (Урвазишта), и молнии (Вазишта), С,- «видимое божество», зримый образ других огней («Ясна» 17, «Бундахишн» 17, 5-8, «Затспрам» 11, 8-10). Ср. Также Агар.Лит. Неrtel J„ Die arische Feuerlehre..., Lpi., 1925. Кraroers J. Н., Iranian Fire-worship, в его к..

Спентодата

[авест. «созданный (дарованный) благочестием», т. Е. Богиней Спента Армайти, землёй, следовательно, сын земли], в иранской мифологии один из наиболее древних персонажей. Упомянут уже в «Фарвардин-яште» (103). Поздние формы имени - Спанддат, Исфендиад и Исфандияр. В силу своего происхождения С. Неуязвим для обычного оружия. [В «Шахнаме» неуязвимость С.-Исфандияра - следствие заклятия, произнесённого Зардуштом (Заратуштрой), а по более поздней версии её обеспечило проглоченное С. Зёрнышко граната]..

Сперхий

(Σπερχειός), в греческой мифологии бог одноимённой реки в Фессалии. С. - сын Океана и Тефиды (Hes. Theog. 367 след.). Этимология имени С. Указывает на быстроту (σπερχνό, «стремительный», «быстрый»), характерный признак водного потока. С. - древнее стихийное божество, генеалогически, однако, связанное уже с героической мифологией. С. - зять Пелея, отец Менесфия, участника Троянской войны (Ноm. П. XVI 173-176). Ахилл обещал посвятить С. Свои волосы, если вернётся невредимым на родину (но принёс их..

Дополнительный поиск Спента-майнью Спента-майнью

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Спента-майнью" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спента-майнью, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 13 символа