Чжуань-сюй

223

В древнекитайской мифологии божество-первопредок, внук (по другой версии, правнук) правителя центра Хуан-ди. Этимология имени Ч.-с. Не совсем ясна. По одним предположениям, восходящим к словарю «Шо вэнь» («Толкование знаков», 1 в.), словосочетание «чжу-аньсюй» означает «настороженный облик», считается, что подобный облик Ч.-с. Унаследовал от своего отца Цянь Хуана (Хань Лю), по другой версии (японский учёный Мори Ясутаро), это имя означает «первопредок», «первый государь», по третьей, весьма традиционной - «истинный человек», «человек, следующий по истинному пути», по четвёртой (японский учёный Тодо Акиясу) - «человек с ровной, словно выточенной из нефрита, головой» (признак мудреца).Существуют предания о чудесном рождении Ч.-с.

От луча звезды, пронзившего луну, словно радуга (по древнекитайским мифологическим представлениям, радуга - дракон с головами по обоим концам, и не исключено, что за этим скрыто представление о рождении первопредка от тотема-дракона как от водяного существа). Ч.-с. Родился со щитом и копьём на голове (возможная модификация рогов первопредка). В облике Ч.-с., судя по описаниям в апокрифических сочинениях рубежа н. Э., прослеживаются крайне архаические черты, отражённые в нерасчленённости частей тела, конечностей и т. П. (сросшиеся ноги, вариант - сросшиеся рёбра, сросшиеся брови). В «Люй-ши чуньцю» («Вёсны и осени Люя», 3 в. До н. Э.) говорится, что Ч.-с. До 10 лет воспитывался у Шао-хао, а в 20 лет взошёл на престол и мудро правил 78 лет.

Согласно мифологической традиции, он правил, используя магическую силу воды и давая по названиям вод (рек) названия должностей своим помощникам. Он поручил духу Чуну править югом, небом и духами, а север отдал под власть духа Ли, поручив ему править землёй и людьми. Таким образом, люди и боги не смешивались и всюду царил порядок. Видимо, по приказу Ч.-с. Чун и Ли прервали сообщение между небом и землёй, чтобы люди не могли больше подыматься на небеса. Ч.-с. Поручил Фэй-луну («летящему дракону»), подражая свисту ветров восьми направлений, создать новые мелодии и музыку для жертвоприношений Шан-ди («верховному владыке»). Согласно «Хуайнань-цзы» (2 в. До н. Э.), Ч.-с. Воевал с богом вод Гун-гуном. По другим источникам, он вёл войны с мифическим родом девяти Ли, а также с племенем мяо.

Ч.-с. Приписывается изобретение одной из систем счёта времени (т. Н. «календарь Ч.-с.»), а также введение установлений, определяющих подчинённое положение женщины в обществе. При Ч.-с., видимо, были введены наказания и за инцест (Гань Бао, «Coy шэнь цзи» - «Записки о поисках духов», 4 в. Н. Э.). В историографической традиции даётся характеристика Ч.-с. Как идеального правителя (Сыма Цянь).В древних памятниках упоминаются три сына Ч.-с. И другие его потомки, например племя трёхликих и одноруких, или праправнук Ч.-с. По имени Пэн-цзу, проживший 800 лет.Лит. Сыма Цянь, Исторические записки (.

Значения в других словарях
Чжуань-сюй

ЧЖУАНЬ-СЮЙ - в китайской мифологии прародитель людей, мифический правитель.. ..

Чжуань-сюй

В китайской мифологии прародитель людей, мифический правитель.. ..

Чжи-нюй

(«ткачиха»), в древнекитайской мифологии дочь Тянь-ди («небесного правителя»), ассоциировавшаяся со звездой Ткачихи из созвездия Лиры. Первое упоминание о ней содержится в оде «Великий Восток» из «Шицзина» («Книги песен», 11-7 вв. До н. Э.). Предания о Ч.-н., впервые зафиксированные в сочинениях 3-5 вв. Н. Э., бытуют в народе и по сей день. Основное содержание древнейших версий сводится к следующему. Ч.-н. Трудилась круглый год в небесном дворце и ткала из облаков небесную парчу. Отец пожалел её..

Чжу-жун

Чжу-юн, в древнекитайской мифологии божество огня. Согласно древним комментариям Ч.-ж. Означает «большой свет», по историографу Бань Гу (1 в. Н. Э.) - «продолжатель [дела мифических государей древности]». Японский историк Мори Ясутаро расшифровывает Ч.-ж. Как «огненная змея». Согласно «Шань хай цзину» («Книга гор и морей»), Ч.-ж. - существо с туловищем зверя и лицом человека (по некоторым расшифровкам, у него глаза пчелы и свиное рыло). Он считался управителем юга (т. К. Юг связан с огнём), разъ..

Чжун Куй

В поздней китайской мифологии повелитель демонов. Образ Ч. К. Возник, по-видимому, в глубокой древности (не позже 7-6 вв. До н. Э.) и первоначально ассоциировался с палицей из персикового дерева, отгоняющей нечисть (по некоторым толкованиям чжун и куй означают «палица»). В средние века его заменил антропоморфный образ предводителя бесов.В обычай вошло рисовать красной краской Ч. К., хватающего бесов, и вывешивать его с магическими целями (обычно в праздник дуаньян - 5-го числа 5-ой луны). На нар..

Чжуняо

Чжуцяо («Красная птица»), в древнекитайских мифологических представлениях символ юга, связанный с аналогичным названием созвездия из 7 звёзд, расположенного в южной части неба. Существуют многочисленные изображения Ч. На могильных рельефах рубежа и начала н. Э. В виде птицы, напоминающей фэнхуана. Ч. Входила в четверку зооморфных символов сторон света наряду с Цин-луном, Бай-ху и Сюань-у. Ч. В древности изображалась на знаменах, которые несли впереди войска (юг считался наиболее почётной страной..

Дополнительный поиск Чжуань-сюй Чжуань-сюй

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чжуань-сюй" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чжуань-сюй, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 10 символа