Швинторог

148

В литовской мифологии и легендарной истории культурный герой, князь, основатель особой погребальной традиции. Согласно русским летописям и «Хронике» М. Стрыйковского, Ш. Стал править в 13 в. По смерти отца Утенуса в Великом княжестве Литовском, Жемайтском и Русском. Перед смертью он попросил своего сына Скирмонта сжечь его на мысу, где река Вильня (Вильна) впадает в Велью (Вилию), в долине, называемой с тех пор Швинтороговой (Swintoroh и др. От литов. Šveñtas, «священный», и rãgas, «рог, мыс, нос»). Так должны были хоронить и других литовских князей. Скирмонт приказывает срубить лес в долине и вместе со своими жрецами приносит в жертву богам домашних животных. На большом костре сжигают Ш. С его оружием, конём, соколом, охотничьими собаками, любимым слугой.

В костёр бросают рысьи и медвежьи когти, чтобы Ш. Смог в судный день подняться на крутую гору, на которой будет восседать бог. Предание о Ш. Служит связующим звеном между мифологизированной историей Литвы и её князей, потомков легендарного римлянина Палемона (родственник Нерона, который со своими спутниками прибыл к устью Немана и дал начало родословию литовских князей. Ср. Связь трупосожжения в легендах о Ш. С языческой римской традицией), и предысторией, где впервые выступают князья с бесспорно литовскими именами, а со Скирмонтом связываются уже реальные исторические события. Возможно, что источником имени Ш. Было название места впадения Вильни в Велью (ср. Литов. Топоним Sventragis и т. П.). В Швинтороговой долине горел вечный огонь и находилось капище Перкунаса, атрибутом которого был рог (ср.

Рогатого Перкунаса, его рогатый скот, топонимы типа Perkfinragis, «рог Перкунаса», и т. П.). Есть основания предположить связь Ш., как основателя земной традиции, внизу (в долине) и Перкунаса вверху (на горе или на небе), уподобление Ш. Перкунасу или служение громовержцу. Сокол, конь и собака, сожжённые вместе с Ш., по-видимому, - классификаторы трёх зон космоса (небо - земля - преисподняя), которые стали доступны Ш. После смерти.Лит. Топоров В. Н., Vilnius, Wilno, Вильна. Город и миф, в кн. Балто-славянские этноязыковые контакты, М., 1980, В, И. В. Т.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Шаркань

В венгерской мифологии дракон со змеевидным телом и крыльями. Можно разграничить два слоя представлений о Ш. Один из них, связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где Ш. - свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто - обитатель волшебного замка. С другой стороны, известны поверья об одноголовом Ш. Как об одном из помощников колдуна (шамана) талтоша.Е. Х.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Шати

Одна из величин измерения массы. 7,5 гсм. Меры массыВ. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Шедим

(евр. Множ. Ч. Ðçdim, возможно, от šadad, «опустошать, грабить». Аккад. Шеду, ðçdu. Греч.δαίμονες), в ветхозаветных преданиях злые духи, демоны, бесы, которым приносили в жертву животных и даже своих детей (Втор. 32, 17. Пс. 105, 37). На их зооморфный облик указывает название «косматые» (œêĩrim. О тождестве œc'ιrim и œedim в синодальном переводе передается как «лешие» (Ис. 34, 14). Позднейшие предания считают, что у Ш. Птичьи лапы. Ш. Вредоносны. Они входят в людей, наводят безумие и порчу, учат..

Шем

Одна из величин измерения длины. = 6,282 кмсм. Меры длиныВ. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Дополнительный поиск Швинторог Швинторог

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Швинторог" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Швинторог, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 9 символа