Шулмасы

119

Шумнасы, шимнусы (монг. Старописьм. Simnus), шолмосы (бурят.), шулмы (калм.), шулбысы, чулмысы (алтайск.), шулбусы, чулбусы (тувин.), чулмё (хакас.), в мифологии монгольских народов и саяно-алтайских тюрок злые духи, демоны. Этимология термина восходит к слову šmnu - согдийская форма имени иранского божества Ангро-Майнью, при принятии согдийцами буддизма отождествлённого ими с демоном Марой. Название шимну (шумну) вошло в буддийскую мифологию уйгуров, а затем - монголов. В ней фигурируют множество Ш., их царство, хан Ш. Прежде всего Ш. - демон-искуситель человека. Он пытался отвратить от праведного пути Будду. По преданию, хан Ш„ чтобы противостоять буддийской проповеди, изготавливает водку, а из утробной крови женщины-Ш.

Вырастает табак. Ш. Способны принимать облик как женщин, так и мужчин, т. Е. Обладают способностью к оборотничеству. У калмыков Ш. Наделяется как зооморфными чертами (козлиные ноги или борода, хвост верблюда вместо косы, голова лягушки), так и антропоморфными (принимает облик прекрасной девушки, угощающей путников отравленным питьём).В монгольской мифологии Ш. Иногда выступает как неразмножающаяся, нестареющая и неумирающая ведьма, боящаяся козлов и колючек. Её магическая сила заключена в золотом волосе (у калмыков - в пучке волос на затылке - джодмак, завладев которым человек вынуждает исполнять свои желания). Возможно, этот образ восходит к одной из спутниц тибетского свирепого божества Лхамо (монг. Охин-тенгри) - одноногой «женщине с пучком волос» и единственным зубом.

Ср. Также албасты.Генетически связанный с иранским божеством тьмы, Ш. (или хан Ш.) выступает как персонификация тёмного начала, противостоящего светлому, которое олицетворяет Хормуста. Иногда Ш. Называются подручные Эрлика. В качестве демонов-губителей, выполняющих поручение богов (в том числе и небесных), Ш. Часто фигурируют в сказочно-эпических повествованиях. Согласно южномонгольскому поверью, некогда весь Ордос был заполнен Ш. И их уничтожил Гесер. Здесь Ш. Максимально сближается с чудовищем мангустом, всегда относимым к некоему эпическому прошлому. Часто термин «Ш.» употребляется в сюжетах в качестве синонима или парного термина к «мангусу», хотя в некоторых эпических традициях (в частности, южномонгольских) значение обоих терминов различно.

Ш. Именуется жена, дочь или мать мангуса.Лит. Ковалевский О. М. Буддийская космология, Казань, 1837, с. 59-67. Потанин Г. Н., Очерки северо-западной Монголии, в. 4, СПБ, 1883, с. 197, 221-23, 237, 271. Его же, Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия, т. 2, СПБ. 1893, с. 137, 267. 351. Хангалов М. Н., Собр. Соч. Т. 1, Улан-Удэ, 1958, с. 363-64. Т. 2, Улан-Удэ, 1959, с. 141-42. Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. Радловым. Ч. 9, СПБ, 1907, с. 31. 170. Беннигсеи А. П. Легенды и сказки Центральной Азии, СПБ, 1912, с. 10. Heissig W. Ein mongolisrhes Handbuch für die Herstellung von Schutzamuletten, .Tribus., 1962, № 11, S. 71-72.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Шуайб

(Shu'aib), в мусульманской мифологии пророк. Один из предшественников Мухаммада. Согласно Корану, Ш. Был одним из мидйанитов и проповедовал им и «тем, кто в роще» (ал-Айка) (26:176-189. 15:78. 38:12. 50:13). Он учил их не обольщаться сегодняшним благополучием, уверовать в аллаха, соблюдать правильность «меры и веса», не ходить по земле, «распространяя нечестие». Однако соплеменники не вняли его проповедям. Они сочли Ш. Лжецом, «очарованным» и грозили побить каменьями и изгнать. В наказание за эт..

Шукра

(др.-инд. Œukrá, «Светлый»), в индуистской мифологии наставник и жрец асу ров, сын Бхригу. «Махабхарата» рассказывает, что боги в начале войны с асурами за господство над миром терпели поражение, ибо Ш. Владел искусством оживлять убитых, и асуры благодаря ему не знали смерти. Чтобы выведать у Ш. Его тайну, Кача, сын наставника богов Брихаспати, стал учеником Ш. Асуры убили Качу, изрубили его тело на части и бросили шакалам, но Ш. Оживил Качу своим заклинанием. Тогда асуры сожгли Качу, растворили..

Шумеро-аккадская Мифология

Мифология народов, населявших в древности долины рек Тигр и Евфрат (Двуречье, Месопотамию, или Междуречье), - шумеров и аккадцев (вавилонян и ассирийцев, языком которых был аккадский).История формирования и развития мифологических представлений прослеживается на материалах изобразительного искусства приблизительно с сер. 6-го тыс. До н. Э., а по письменным источникам - с нач. 3-го тыс.Шумерская мифология. Шумерийцы - племена неизвестного происхождения, в кон. 4-го тыс. До н. Э. Освоили долину Ти..

Шунахшепа

(др.-инд. Œunahœépa, букв. - «собачий хвост»), в древнеиндийской мифологии мудрец и знаток жертвоприношений. Однажды царь Харишчандра просил Варуну даровать ему сына, которого он по обету принесёт Варуне в жертву. Когда же сын (по имени Рохита) родился, царь всё время откладывал срок жертвоприношения. Подросши, Рохита скрылся в лесах, где вёл подвижническую жизнь. За невыполнение обета Варуна наслал на царя водянку. Несколько раз Рохита пытался вернуться к отцу, чтобы помочь ему, но Индра не поз..

Дополнительный поиск Шулмасы Шулмасы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шулмасы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шулмасы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа