Дукнович

149

, Иван (Duknovic, Ivan), в Италии — Джованни Далмата (Giovanni Dalmata) Ок. 1440, Трогир, Далмация — ок. 1510, Трогир, Далмация (?). Хорватский скульптор эпохи Возрождения. Учился, по-видимому, в Трогире, где на строительстве местного собора работал его отец. Позднее работал в Италии (Рим, Падуя, Венеция) и Венгрии. В начале 1460-х Дукнович в Риме, где сотрудничает с мастерскими известных скульпторов итальянского кватроченто — Андреа Бреньо и Мино да Фьезоле. Работой, исполненной совместно с Бреньо, считается Надгробие кардинала Тебальди (2-я пол. 1460-х, Рим, церковь Санта Мария сопра Минерва). Вместе с Мино да Фьезоле им создана гробница папы Павла II (1471—1473, прежде — Рим, старая базилика Св. Петра, ныне — гроты Ватикана).

Саркофаг с фигурой покойного — лишь часть, правда, центральная, обширной арочной системы, примыкающей к стене и украшенной рельефными сценами в люнете, цоколе и по сторонам. Раннее сооружение показывает начальный этап развития этой системы, более скромной в основополагающих частях. Зато гробница Павла II являет необычайное богатство пластического декора, включенного в архитектурную раму. В старых источниках говорится о принадлежности Дукновичу аллегорической фигуры Надежды в нижней части надгробия, исполненной в очень высоком рельефе. Современные исследователи приписывают ему и другие компоненты этой монументальной гробницы, в частности, рельеф Воскресение Христово, расположенный непосредственно за саркофагом.

Надежда предстает в виде сидящей женской фигуры. Молитвенно сложенные руки и лицо с устремленным ввысь взором передают зрителю чувства упования и надежды. Скульптор по-разному обрабатывает поверхность мрамора, добиваясь контраста в передаче пластики тела и складок одежды. Ок. 1480 мастер вернулся на родину. Этим временем датируется статуя Иоанна Евангелиста в капелле Ивана Урсини собора в Трогире. Непринужденность позы, композиционная свобода, с которой фигура вписана в пространство полукруглой ниши, совершенство пластической обработки материала свидетельствуют о зрелом этапе творчества скульптора. На базе статуи находится латинская надпись, удостоверяющая авторство Дукновича. Другая его статуя в той же капелле — апостол Фома — исполнена в последние годы жизни мастера.

Для нее характерна ясность и простота образного решения, хотя ей и присуща некоторая сухость пластической обработки. В конце 1480 — начале 1490-х скульптор работает при дворе венгерского короля Матьяша Корвина, известного своими гуманистическими устремлениями и покровительством художникам. Далматинский мастер участвовал в скульптурном украшении королевского дворца в Буде и, по-видимому, летней резиденции в Вишеграде. Памятники архитектуры и скульптуры этой эпохи впоследствии сильно пострадали во время турецкого нашествия и дошли до нас во фрагментарном состоянии. Наиболее вероятным произведением Дукновича этой поры считается так называемая Диошдьёрская Мадонна (ок. 1490, Будапешт, Музей изобразительных искусств).

Несмотря на значительные утраты, эта работа, исполненная в высоком рельефе, позволяет ощутить весомость и пластичность объемов. Глубокие складки одежд усиливают контрасты светотени и придают скульптурному образу драматизм.Лит. Prijatelj K. Ivan Duknovic. Zagreb, 1957..

Значения в других словарях
Доссо Досси

(Dosso Dossi), наст. Имя Джованни ди Никколо ди Лутери (Giovanni di Niccolo di Luteri) Ок. 1490, Феррара — 1542, Феррара. Итальянский художник. Ведущий мастер феррарской живописной школы, работавший в годы, когда Феррара, столица небольшого герцогства, стала одним из значительных центров культуры итальянского Высокого Возрождения. Здесь жил и работал выдающийся поэт Лодовико Ариосто, автор Неистового Орландо. В 1520-е зодчий Бьяджо Россетти перестроил центр Феррары, придав ему облик "идеального..

Друэ

, Франсуа Юбер (Drouais, Francois Hubert) 1727, Париж — 1775, Париж. Французский портретист, самый известный из династии Друэ. Его отец Юбер Друэ (1699—1767) писал портреты, а также костюмы и аксессуары в картинах Наттье и К. Ванлоо. Его сын Жан Жермен (1763—1788) был любимым учеником Давида, но рано умер после тяжелой болезни. Сам Друэ, ученик К. Ванлоо, Натуара и Буше, — модный светский портретист, слащавый и льстивый. Вся парижская знать терпеливо позировала ему, наряженная в костюмы пастушек..

Дуниковский

, Ксаверий (Dunikowski, Xawery) 1875, Краков — 1964, Варшава. Польский скульптор и живописец. Учился в Варшаве в скульптурных мастерских Б. Сыревича и Л. Васильковского (ок. 1894), Школе изящных искусств в Кракове у А. Дауна (1896—1899), в Школе мастеров Академии художеств в Варшаве у К. Лящки (1899—1900). Профессор Школы изящных искусств в Варшаве (1904— 1910). Член объединения "Штука" (с 1908). Посетил Сирию, Палестину, Египет (1904), Италию (1905) и Англию (1914). В 1914—1923 работал в Париже..

Дуччо ди Буонинсенья

(Duccio di Buoninsegna) Упом. С 1278—1319, Сиена. Итальянский живописец. Основатель сиенской школы, ставшей одной из ведущих в итальянской живописи XIV в. Работал в Сиене и Флоренции. Наряду с Чимабуэ Дуччо принадлежал к итальянским мастерам конца XIII — начала XIV в., продолжавшим ориентироваться на византийские традиции. Определенную роль в его творческом формировании сыграло и знакомство с искусством готики, в частности, с французской миниатюрой. В то же время искусство Дуччо проникнуто новой..

Дополнительный поиск Дукнович Дукнович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дукнович" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дукнович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа