Дуниковский

120

, Ксаверий (Dunikowski, Xawery) 1875, Краков — 1964, Варшава. Польский скульптор и живописец. Учился в Варшаве в скульптурных мастерских Б. Сыревича и Л. Васильковского (ок. 1894), Школе изящных искусств в Кракове у А. Дауна (1896—1899), в Школе мастеров Академии художеств в Варшаве у К. Лящки (1899—1900). Профессор Школы изящных искусств в Варшаве (1904— 1910). Член объединения "Штука" (с 1908). Посетил Сирию, Палестину, Египет (1904), Италию (1905) и Англию (1914). В 1914—1923 работал в Париже. Вернувшись на родину, преподавал в Академии художеств Кракова (1921— 1939). Во время Второй мировой войны был заключен в фашистский концлагерь в Освенциме (1940—1945). После войны продолжал преподавать в краковской Академии художеств (1946—1955).

С 1955 жил в Варшаве. Профессор варшавской Академии и Высшей школы пластических искусств во Вроцлаве (1959—1964). На протяжении своего долгого творческого пути Дуниковский прошел через многие этапы развития европейского искусства ХХ в. В ранних работах он следует традиции реалистического психологического портрета (Портрет художника Щиглиньского, 1898, Варшава, Нац. Музей). Но уже очень скоро создает произведения, в которых выразились свойственные времени черты символизма и модерна (Фатум, 1901. Дуновение, 1903). Однако дальнейшие работы мастера свидетельствуют о новых творческих импульсах, об изменении стиля художника. Исполненный в 1906—1908 цикл Беременные женщины (Варшава, Нац. Музей) — это и пластический рассказ о женских судьбах, и философски трактованный обобщенный образ материнства.

На смену стилевой изысканности пластического языка приходят явные элементы экспрессионизма (они заметны и в портретных изображениях того же периода — Портрет актера Сольского, 1912). Новый поворот в творчестве Дуниковского связан с работой над циклом Вавельские головы (1925—1929), который предназначался для заполнения пустующих кессонов потолка Посольского зала в Вавельском замке в Кракове. Мастеру предстояло дополнить эту серию изображениями польских исторических персонажей, а также деятелей современной истории и культуры своей страны. Таким образом, автор должен был постоянно иметь в виду предполагавшееся соседство с работами, которые сохранились от XVI в. Скульптор блестяще справился с этой сложной задачей.

Вырезанные из дерева головы остро характерны, пластически выразительны. Они сочетают народную традицию скульптурного портрета-маски с романтической приподнятостью и благородством. Предполагавшийся проект размещения этой пластической серии в Вавеле, однако, не был осуществлен. В период между двумя войнами Дуниковскому не довелось в полной мере проявить свой талант мастера монументальной скульптуры. О больших творческих возможностях художника свидетельствует памятник Юзефу Дитлю (1936—1939) — ректору Краковского университета и президенту Кракова, жившему в XIX в. Крупные пластические массы делают его могучую фигуру в парадной мантии величественным монолитом, подчеркивающим волю и духовную мощь изображенного.

В послевоенные годы скульптор смог посвятить себя созданию монументов, посвященных подвигам польского народа на разных этапах его истории. Творения Дуниковского решены как архитектурно-пластические ансамбли, активно взаимодействующие с окружающим пространством. Таковы памятник силезским повстанцам на горе Св. Анны близ Катовиц (1946—1955) и монумент Освобождения в Ольштыне (1949—1953). В те же послевоенные годы скульптор продолжил работу над циклом Вавельских голов, дополнив их новыми портретами. Трагические впечатления и тяжелые испытания, перенесенные мастером в фашистском концлагере, побудили его к созданию серии картин Освенцим (1948—1955, Варшава, Нац. Музей). В экспрессивных, почти абстрактных образах художник старался избыть ужасы пережитого.

После смерти Дуниковского в одном из красивейших зданий окрестностей Варшавы "Круликарне" была создана галерея произведений скульптора — отдел Нац. Музея Варшавы.Лит. Ксаверий Дуниковский. Каталог выставки. М., 1949. Ксаверий Дуниковский. Выставка скульптуры и живописи. Каталог. Варшава, 1958. Уразова Л. Ксаверий Дуниковский. М., 1986. Xawery Dunikowski. Rzezby. Obrazy. Rysunki. Katalog opracowala Aleksandra Kodurowa. Warszawa, 1975..

Значения в других словарях
Друэ

, Франсуа Юбер (Drouais, Francois Hubert) 1727, Париж — 1775, Париж. Французский портретист, самый известный из династии Друэ. Его отец Юбер Друэ (1699—1767) писал портреты, а также костюмы и аксессуары в картинах Наттье и К. Ванлоо. Его сын Жан Жермен (1763—1788) был любимым учеником Давида, но рано умер после тяжелой болезни. Сам Друэ, ученик К. Ванлоо, Натуара и Буше, — модный светский портретист, слащавый и льстивый. Вся парижская знать терпеливо позировала ему, наряженная в костюмы пастушек..

Дукнович

, Иван (Duknovic, Ivan), в Италии — Джованни Далмата (Giovanni Dalmata) Ок. 1440, Трогир, Далмация — ок. 1510, Трогир, Далмация (?). Хорватский скульптор эпохи Возрождения. Учился, по-видимому, в Трогире, где на строительстве местного собора работал его отец. Позднее работал в Италии (Рим, Падуя, Венеция) и Венгрии. В начале 1460-х Дукнович в Риме, где сотрудничает с мастерскими известных скульпторов итальянского кватроченто — Андреа Бреньо и Мино да Фьезоле. Работой, исполненной совместно с Бре..

Дуччо ди Буонинсенья

(Duccio di Buoninsegna) Упом. С 1278—1319, Сиена. Итальянский живописец. Основатель сиенской школы, ставшей одной из ведущих в итальянской живописи XIV в. Работал в Сиене и Флоренции. Наряду с Чимабуэ Дуччо принадлежал к итальянским мастерам конца XIII — начала XIV в., продолжавшим ориентироваться на византийские традиции. Определенную роль в его творческом формировании сыграло и знакомство с искусством готики, в частности, с французской миниатюрой. В то же время искусство Дуччо проникнуто новой..

Дюбюффе

, Жан (Dubuffet, Jean) 1901, Гавр — 1985, Париж. Французский живописец. Обучался живописи в Академии художеств Гавра (1916—1917) и в Академии Жюлиана в Париже (1918). Одновременно увлекался литературой, музыкой, философией, изучением языков, палеографии, этнологии. В 1919—1920 посетил Алжир (в дальнейшем возвращался в эту страну неоднократно). В 1924, отказавшись от карьеры художника, занялся коммерцией и уехал в Буэнос-Айрес. В 1933—1937 вновь обратился к искусству. Писал портреты, изготовлял м..

Дополнительный поиск Дуниковский Дуниковский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дуниковский" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дуниковский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 11 символа