Дуччо ди Буонинсенья

144

(Duccio di Buoninsegna) Упом. С 1278—1319, Сиена. Итальянский живописец. Основатель сиенской школы, ставшей одной из ведущих в итальянской живописи XIV в. Работал в Сиене и Флоренции. Наряду с Чимабуэ Дуччо принадлежал к итальянским мастерам конца XIII — начала XIV в., продолжавшим ориентироваться на византийские традиции. Определенную роль в его творческом формировании сыграло и знакомство с искусством готики, в частности, с французской миниатюрой. В то же время искусство Дуччо проникнуто новой духовной атмосферой, складывавшейся в Италии конца XIII — начала XIV в. Исходя из византийских прототипов, унаследовав высочайшую живописную культуру византийских мастеров, Дуччо внес в итальянское искусство новое образное начало, лиричность и тонкую эмоциональность.

Отказавшись от византийской строгости, он наделил евангельских персонажей более мягкой, ясной, одухотворенной красотой. Один из самых изысканных живописцев своей эпохи, Дуччо сочетал в своих работах тонкость письма с гармонией плавных, спокойных линий и нарядностью красочной гаммы, в которой сияние золотого фона и обилие киноварно-красных и густо-синих тонов соседствует с утонченными сочетаниями бледно-розовых, серебристо-голубых, сиреневых, фисташково-зеленых тонов. Среди дошедших до нас работ Дуччо преобладают иконы небольшого размера, но его дарование наиболее полно раскрылось в двух монументальных алтарных композициях, единственных его документированных работах. В Мадонне Ручеллаи Дуччо, исходя из разработанного Чимабуэ типа алтарной картины, решает ее в новом ключе, противопоставляя ясной пластике Чимабуэ утонченную выразительность легких силуэтов, величавой торжественности — задумчивость и одухотворенную грацию.

Грандиозный двухсторонний алтарь Маэста (Величание Девы Марии, 1309—1311, Сиена, музей собора Опера дель Дуомо) — один из самых замечательных памятников итальянской живописи начала XIV в. Алтарь, включавший большую центральную композицию Маэста, 53 небольшие повествовательные композиции на темы жизни Девы Марии и Христа и 16 изображений пророков и апостолов, в XVIII в. Был разобран на составные части, лицевая часть была отделена от оборотной, резное готическое обрамление утрачено. Существуют различные варианты реконструкции алтаря. Исходя из традиционного для Италии типа алтарной картины с житийными клеймами, Дуччо нашел принципиально новое, впечатляющее своей полифоничностью, образным богатством решение.

В центральной композиции, изображающей сцену величания Мадонны, тема истолкована как апофеоз Девы Марии, являющейся в сопровождении многочисленных ангелов и святых, в сиянии золота и праздничном великолепии полнозвучных, насыщенных красочных тонов. В гармоническом единстве с этой торжественной композицией предстают у Дуччо сцены повествовательного цикла, решенные в то же время в иных, живых и естественных интонациях, разворачивающиеся на фоне скалистых пейзажей, светлых зданий с портиками и аркадами, в нарядных интерьерах, переданных в перспективном сокращении. Дуччо оказал огромное влияние на формирование сиенской школы и творчество крупнейших живописцев Сиены 1-й половины XIV в. От А. Лоренцетти до С.

Мартини. Основные произведения. Витраж алтарной части сиенского собора (ок. 1288, Сиена, собор), Мадонна на троне (ок. 1288—1300, Берн, Художественный музей), Мадонна с францисканцами (ок. 1300, Сиена, Нац. Пинакотека), Мадонна с Младенцем (ок. 1300, Брюссель, собрание Стокле), триптих Мадонна с Младенцем и двое святых (ок. 1300—1305, Лондон, Нац. Галерея), Мадонна с Младенцем (ок. 1300—1305, Перуджа, Нац. Галерея Умбрии).Лит. Лазарев В. Н. Дуччо // Старые итальянские мастера. М., 1972. Brandi C. Duccio di Buoninsegna. Firenze, 1951. Carli E. Duccio. Milano. Firenze, 1952. Paolo d’Ancona. Duccio di Buoninsegna. Milano, 1956..

Значения в других словарях
Дукнович

, Иван (Duknovic, Ivan), в Италии — Джованни Далмата (Giovanni Dalmata) Ок. 1440, Трогир, Далмация — ок. 1510, Трогир, Далмация (?). Хорватский скульптор эпохи Возрождения. Учился, по-видимому, в Трогире, где на строительстве местного собора работал его отец. Позднее работал в Италии (Рим, Падуя, Венеция) и Венгрии. В начале 1460-х Дукнович в Риме, где сотрудничает с мастерскими известных скульпторов итальянского кватроченто — Андреа Бреньо и Мино да Фьезоле. Работой, исполненной совместно с Бре..

Дуниковский

, Ксаверий (Dunikowski, Xawery) 1875, Краков — 1964, Варшава. Польский скульптор и живописец. Учился в Варшаве в скульптурных мастерских Б. Сыревича и Л. Васильковского (ок. 1894), Школе изящных искусств в Кракове у А. Дауна (1896—1899), в Школе мастеров Академии художеств в Варшаве у К. Лящки (1899—1900). Профессор Школы изящных искусств в Варшаве (1904— 1910). Член объединения "Штука" (с 1908). Посетил Сирию, Палестину, Египет (1904), Италию (1905) и Англию (1914). В 1914—1923 работал в Париже..

Дюбюффе

, Жан (Dubuffet, Jean) 1901, Гавр — 1985, Париж. Французский живописец. Обучался живописи в Академии художеств Гавра (1916—1917) и в Академии Жюлиана в Париже (1918). Одновременно увлекался литературой, музыкой, философией, изучением языков, палеографии, этнологии. В 1919—1920 посетил Алжир (в дальнейшем возвращался в эту страну неоднократно). В 1924, отказавшись от карьеры художника, занялся коммерцией и уехал в Буэнос-Айрес. В 1933—1937 вновь обратился к искусству. Писал портреты, изготовлял м..

Дюге

, Гаспар (Dughet, Gaspard) 1615, Рим — 1675, Рим. Французский живописец и график, работал в Италии. Сын французского пирожника, обосновавшегося в Италии. Когда ему было пятнадцать лет, его сестра Анна вышла замуж за известного художника Никола Пуссена, в доме которого и поселился Гаспар. Под влиянием Пуссена и под его руководством стал заниматься живописью (1631—1635) настолько успешно, что в 1645 ему поручили роспись римской церкви Сан Мартино аль Монте Житие св. Илии. Эта работа принесла ему и..

Дополнительный поиск Дуччо ди Буонинсенья Дуччо ди Буонинсенья

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дуччо ди Буонинсенья" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дуччо ди Буонинсенья, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 20 символа