Дюшан

145

, Марсель (Duchamp, Marcel) 1887, Блэнвиль — 1968, Нёйи-сюр-Сен. Французский художник. Начал заниматься живописью с 1902. В 1904 прибыл в Париж, где обучался в Академии Жюлиана. В ранних работах осваивал приемы постимпрессионизма и фовизма (Отец художника, 1910. Игра в шахматы, 1910. Куст, 1910—1911, все — Филадельфия, Музей искусств). В 1911—1913 сформировал вместе со своими братьями Жаком Вийоном и Реймоном Дюшан-Вийоном группу "Пюто" — объединение художников, продолжавших новаторские начинания аналитического кубизма. Пластическими средствами кубизма (дробление форм, взаимоналожение мелких граней и плоскостей) Дюшан стремился передать движение, что сближает его живопись начала 1910-х с исканиями футуристов.

Двоящиеся, наслаивающиеся друг на друга объемы фиксируют, как в хронофотографии, разные фазы движения фигуры (Грустный молодой человек в поезде, 1911—1912, Венеция, фонд П. Гуггенхейм. Портрет, или Дульсинея, 1911. Обнаженная, спускающаяся по лестнице № 2, 1912. Король и королева в окружении быстрых обнаженных, 1912, все — Филадельфия, Музей искусств). В последующих работах сложные живописные структуры вытесняются лаконичными, жесткими машиноподобными формами, создающими противоречивые соотношения объема и плоскости (Новобрачная, 1912. Дробилка для шоколада, 1914, обе — Филадельфия, Музей искусств). В 1913—1914 Дюшан, разочаровавшись в живописи, показал на выставках свои первые реди-мейд — промышленные изделия, обретающие в контексте экспозиции характер неутилитарной, отвлеченной формы (Велосипедное колесо, 1913.

Сушилка для бутылок, 1914). Эти акции знаменуют начало дадаистского периода в творчестве художника. В 1915 Дюшан прибыл в Нью-Йорк, где вместе с Пикабиа и Мэн Реем основал группировку дадаистов. В 1915— 1923 работал над композицией под названием Большое стекло. Новобрачная, раздеваемая ее же холостяками (первоначальный вариант, оставшийся незаконченным, разрушен. Авторская реконструкция 1936, Филадельфия, Музей искусства). Композиция, выполненная в сложной технике (живопись маслом и лаками по стеклу, коллаж из бумаги, фольги, проволоки), символизирует "сексуальную механику" — циркуляцию инстинктивных желаний и потаенных потоков подсознания. В 1923 Дюшан заявил о своем отказе от художественного творчества и посвятил себя, главным образом, шахматной игре.

Однако время от времени он выступал с саркастическими, провокативными манифестациями "антиискусства". Его реди-мейд, сюрреалистические "объекты", инсталляции, вращающиеся конструкции вошли в предысторию таких направлений, как оп-арт, поп-арт, кинетическое искусство, "новый реализм". В 1935—1941 им создан своего рода портативный музей. Миниатюрные реплики и репродукции собственных произведений, разложенных в коробки, упакованные в чемодан (Париж, Нац. Музей современного искусства). Лишь после смерти художника было обнаружено еще одно его создание, под названием Данности. 1. Водопад. 2. Газовый светильник (1946—1966, Филадельфия, Музей искусств). Эту инсталляцию с вызывающе эротической женской фигурой, распростертой со светильником в руке на фоне странного пейзажа, можно увидеть только в щель ветхой двери, наглухо перекрывающей загадочную сцену.

В конце жизни Дюшан приобрел славу первопроходца и стал кумиром нового поколения авангарда, возобновившего экспериментальные начинания дадаизма.Лит. Duchamp M. Duchamp du Signe. Paris, 1975. Schwarz A. Marcel Duchamp. Paris, 1974. Clair J. Duchamp ou le Grand Fictif. Paris, 1975. Mink J. Marcel Duchamp 1887—1968. Art as Anti-Art. Koln, 1995.

Значения в других словарях
Дюрер

, Альбрехт (Durer, Albrecht) 1471, Нюрнберг — 1528, Нюрнберг. Немецкий живописец, гравер, рисовальщик, теоретик искусства эпохи Возрождения. Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486—1490). Обязательные для получения звания мастера "годы странствий" (1490— 1494) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников, изучал работы М. Шонгауэра. Верн..

Дюфи

, Рауль (Dufy, Raoul) 1877, Гавр — 1953, Форкалькье, Прованс. Французский живописец, график, мастер прикладного искусства. Учился в художественной школе Гавра (1892—1897) и в Школе изящных искусств в Париже у Л. Бонна (1900—1904). Ранние работы отмечены влиянием импрессионизма и постимпрессионизма (Сумерки в гаврском порту, 1904, Авиньон, Музей Кальве). Под воздействием глубокого впечатления от живописи Матисса примкнул к группировке фовистов, участвовал в Осеннем салоне 1906 вместе с художникам..

Дюшан-Вийон

, Реймон (Duchamp-Villon, Raymond) 1876, Данвиль, близ Руана — 1918, Канн. Французский скульптор кубистического направления. В Париже обучался на медицинском факультете университета, который вынужден был оставить по болезни, вслед за чем увлекся скульптурой. Не получив специального образования, в течение нескольких лет вел самостоятельные поиски, работая в разных стилях и манерах. В 1910 увлекся новым направлением кубизма и вместе со своими братьями Марселем Дюшаном и Жаком Вийоном создал группу..

Жан из Руана

(Жоан де Руан) (Jean de Rouen, Joan de Roan) 1495—1580. Французский скульптор. Работал в Португалии с 1520. Он заслужил популярность в стране, исполнив множество произведений. Жоан де Руан создавал алтари, надгробия, статуарную пластику, оформлял порталы и капеллы. Проявил себя и в области архитектуры (ренессансная капелла Реуш Матуш в монастыре Сан Маркуш в Коимбре, 1566). Среди ранних работ, принесших ему известность, — алтарный образ в церкви Носа Сеньора да Мизерикордиа в Варзиэле (1531), в..

Дополнительный поиск Дюшан Дюшан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюшан" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюшан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа