Корнелиус

166

, Петер фон (Cornelius, Peter von) 1783, Дюссельдорф — 1867, Берлин. Немецкий художник, рисовальщик. С 1795 по 1800 учился в дюссельдорфской Академии художеств, где преподавал его отец. С 1809 по 1811 жил во Франкфурте-на-Майне. С 1811 поселился в Италии, где в 1812 сблизился с кругом художников-назарейцев, образовавших во главе с Овербеком и Ф. Пфорром Братство Св. Луки (Lucasbund). Много путешествовал по Италии в 1811—1818. Посетил Милан, Парму, Пьяченцу, Модену, Болонью, Флоренцию, Сиену, Орвието, изучая живопись мастеров Возрождения. Занимался монументальной живописью, приняв участие в росписях назарейцев в Риме в 1816—1817 и 1818—1828. С 1819 по 1826 исполнял обязанности директора дюссельдорфской Академии. В 1829 принял участие в росписях мюнхенской глиптотеки, предпринятых принцем Людвигом I Баварским, с которым находился в постоянной переписке.

В 1830—1831, 1833—1835 и 1845 снова посетил Рим. Писал картины на религиозные сюжеты, портреты, создавал фрески, выполнял рисунки на сюжеты из литературных произведений, делал зарисовки пейзажных видов в Италии. В ранних произведениях Корнелиуса (Одиссей у Полифема, 1803. Афина обучает ткачеству, 1809, обе — Дюссельдорф, Художественный музей) еще сильны традиции академической выучки. Четкий рисунок, подчеркивающий суховатую строгость форм, отсутствие интереса к тональной разработке цвета свидетельствуют об усвоении манеры неоклассицистической живописи. В исполненном в Италии полотне Девы разумные и неразумные (1814, Дюссельдорф, Художественный музей) рафаэлевская идеальная симметрия композиционного построения не согласуется с выразительной характерностью евангельских образов.

В этой работе уже сказался поиск нового изобразительного языка, в основе которого лежали эстетические и художественные идеалы назарейцев. В 1816—1817 Корнелиус принял участие в росписях на сюжеты из жизни Св. Иосифа в палаццо Дзуккари (или Каза Бартольди), принадлежавшем прусскому консулу в Риме С. Бартольди. Им были выбраны сцены наиболее драматического содержания (Иосиф, узнанный братьями. Иосиф, толкующий сны фараону). В отличие от мягкой рафаэлевской грации, которой подражал Овербек, Корнелиуса привлекают образы Мантеньи, Синьорелли, Микеланджело. Об этом говорят его многочисленные рисунки, исполненные с произведений этих мастеров во время поездок по Италии. В росписях одного из залов казино в парке виллы принца Карло Массимо в Риме (1818—1828) художник изображает сюжеты из Данте.

Рядом с более элегичными, идиллически-повествовательными фресками Овербека на сюжеты из Тассо и Ю. Шнорра фон Карольсфельда из Ариосто образы Корнелиуса выглядят полными внутренней экспрессии. Участие в коллективных монументальных росписях в Риме было для Корнелиуса программным. Как и другие назарейцы, он мечтал возродить классическую традицию фресковой живописи в современном искусстве. Поздние работы художника в монументальной живописи — фрески мюнхенской глиптотеки на сюжеты из античной мифологии (Гнев Ахилла, Возвращение Гектора, Приам и Ахилл, 1829), уподоблены костюмированным сценам, стилизованным в духе итальянских мастеров кватроченто. Менее ощутимое в монументальной живописи и особенно ярко выраженное в портрете стремление назарейцев соединить следование идеалу и натуре приводило к созданию стилизованных образов.

Подобно Овербеку, Корнелиус любил уподоблять групповой портрет сцене "Св. Семейство" (Св. Семейство, 1809—1811, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), парному портрету придавать сходство с изображением двух апостолов (Двойной портрет, 1812, Мюнхен, частное собрание), изображать портретируемых в старинных национальных костюмах (Г. Мальс, 1809—1811, Дрезден, Картинная галерея). Подражание скрупулезной, полной искренней непосредственности выписанности деталей в произведениях мастеров Северного Возрождения обретало характер натуралистической манеры. Элементы ренессансной и готической архитектуры придают образам живописность и театральность. Влиянием искусства Микеланджело и Дюрера отмечены поздние произведения Корнелиуса Страшный Суд (1836—1839, Мюнхен, Людвигскирхе), Всадники Апокалипсиса (1845, Берлин, Гос.

Музеи), Погребение Христа (1845, Копенгаген, Музей Торвальдсена). В творчестве Корнелиуса как одного из ведущих мастеров раннего немецкого романтизма проявилось стремление к утверждению национальной художественной традиции в европейской культуре. В среде работавших в Риме немецких мастеров высоко ценились его пейзажные рисунки с натуры, романтическая манера исполнения которых сложилась под влиянием Хаккерта. Широкую известность получили иллюстрации к Фаусту И. В. Гёте (1808), цикл Нибелунги (1812). Творчество Корнелиуса оказало влияние на живопись дюссельдорфских назарейцев (Э. Бендеман и др.), а также на европейское искусство XIX в.Лит. Forster A. Peter von Cornelius. Berlin, 1874. Kuhn A. Peter Cornelius und die geisteigen Sturmungen seiner Zeit.

Berlin, 1921. Keith A. Nazareni. Milano, 1967. Schrade A. German Romantic Painting. New York, 1967..

Значения в других словарях
Коринт

, Ловис (Corinth, Lovis) 1858, Тапиау, Восточная Пруссия — 1925, Зандворт, Голландия. Немецкий живописец, график. В 1876—1880 учился в Академии художеств в Кёнигсберге у О. Гюнтера, затем в мюнхенской Академии художеств у Ф. Дефреггера. В 1884—1887 — в Академии Жюлиана в Париже у А. Бугро. Работал в Кёнигсберге (1887—1890), Мюнхене (1890—1900). В 1899 путешествовал по Франции. С 1900 жил и работал в Берлине. С 1899 член, затем президент созданного Либерманом "Берлинского Сецессиона", распавшегос..

Корнаккини

, Агостино (Cornacchini, Agostino) 1686, Пешиа — 1754, Рим. Итальянский скульптор. Крупный мастер позднего барокко в Риме. Из Пешии в 11-летнем возрасте переехал с отцом во Флоренцию и в 1697 поступил в мастерскую Дж. Б. Фоджини, известного флорентийского мастера и придворного архитектора герцога Козимо III Медичи. Первая самостоятельная работа — Маска короля Франции (возможно, Людовика XIV) была исполнена для представления на карнавале или для театральной постановки, за нее он получил гонорар (..

Коро

, Жан-Батист Камиль (Corot, Jean-Baptiste Camille) 1796, Париж — 1875, Виль-д’Авре, близ Парижа. Французский живописец и график. Учился у А. Мишалона, затем у Ж. В. Бертена. В 1825 Коро уезжает на три года в Италию, которую посетил затем в 1834, 1843. Как каждого северянина, художника поразила красота южной природы, величие и "скомпонованность" пейзажа. Его итальянские полотна хранят радостную непосредственность впечатлений, передают состояние отрадной "раскованности" чувств, которое сопутствова..

Коррадини

, Антонио (Corradini, Antonio) 1668, Эсте — 1752, Неаполь. Итальянский скульптор венецианской школы. Ученик А. Тарсиа. В 1709—1710 участвовал в конкурсе на украшение церкви Сан Стае в Венеции. Архитектор Д. Росси поручил работы в храме Коррадини и др. Мастерам (возможно, его произведениями являются статуи Вера и Надежда в тимпане). Работал в Эсте (алтарь собора), Ровиго, Удине, Парме, Венеции. С 1721 — в Вене, Дрездене, Праге. Развивал традиции Дж. Л. Бернини в духе веризма XVIII в. В 1740—1741 ..

Дополнительный поиск Корнелиус Корнелиус

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Корнелиус" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Корнелиус, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа