Кранах

131

, Лукас Старший (Cranach Lucas der Altere) 1472, Кронах, Верхняя Франкония — 1553, Веймар. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился живописи, по-видимому, у отца. О ранних годах творчества (до 1500) сведений не имеется. В 1502—1503 работал в Вене, где сблизился с кругом гуманистов. В кон. 1508 — нач. 1509 посетил Нидерланды. В 1505—1550 работал в Виттенберге при дворе саксонских курфюрстов. Имел здесь большую мастерскую со множеством учеников и помощников. Неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. С 1520 тесно связан с М. Лютером, исполнил много его портретов. Последние годы жизни провел в Аугсбурге, Инсбруке и Веймаре. Творчество Кранаха в концентрированном виде отразило развитие немецкого Возрождения.

В ранних произведениях (первые годы XVI в.) появляются работы, отличающиеся свободой композиции, ощущением естественной гармонии человека и природы, ясностью образного решения. Однако этот период был сравнительно недолгим, и примерно с 1520 в искусстве художника нарастают черты манерности и стилизации. Первыми достоверными произведениями мастера считаются два Распятия (ок. 1501, Вена, Музей истории искусства. 1503, Мюнхен, Старая пинакотека). Именно в них заметнее всего реминисценции готики — в повышенной экспрессивности образов (показательно, что художник в обоих случаях рядом с распятым Христом изображает и двух казнимых разбойников, заостряя внимание на мучительной агонии умирающих), в гротесковой трактовке палачей.

Вместе с тем обнаруживаются и поиски нового подхода к иконографии традиционной темы, особенно заметные во втором Распятии. Асимметричное расположение крестов, значительная роль природного окружения. В эти же годы написаны портрет гуманиста И. Куспиниана и парный к нему портрет его жены (1502—1503, Винтертур, собрание О. Рейнхарта) — яркие образы людей ренессансной эпохи. Обе фигуры изображены на фоне пейзажа. Большое значение придается пейзажу и в произведениях на евангельские темы, созданных художником в ближайшие годы. Отдых на пути в Египет (1504, Берлин, Гос. Музеи) выглядит на картине идиллическим времяпрепровождением семейства, расположившегося на лужайке среди елей и берез. Ангелочки, как шаловливые дети, забавляются с маленьким Христом, собирают цветы, музицируют.

Глубокие красные тона одежд хорошо гармонируют с сочной зеленью окружения. Сходное восприятие мира демонстрируют сцены на створках алтаря с изображением Св. Семейства с ангелами и Воспитания Марии (ок. 1510—1512, Верлиц, Художественное собрание). Ясно построенной композиции соответствуют лирические образы главных персонажей с их спокойными позами и жестами. На рубеже 1510-х в творчестве Кранаха появляются фигуры античной мифологии. Одно из самых ранних произведений этого ряда — Венера и Амур (1509, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). На темном нейтральном фоне словно светится тело обнаженной богини. Простая естественная поза, идеальность пропорций, плавная линия контура уподобляют картину немецкого мастера итальянским прообразам.

В дальнейшем художник неоднократно обращался к мотиву обнаженной женской натуры. Но позднейшие его создания уступают в простоте и естественности. В движениях появляются нарочитость и изломанность, позы и жесты жеманны, неправильные, миловидные, полные чувственной прелести лица повторяют один и тот же тип красоты. Венера (1532, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Лукреция (ок. 1518. Два варианта — Кассель, Картинная галерея и Кобург, замок), Нимфа источника (1518, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), Суд Париса (1530, Карлсруэ, Кунстхалле). Портретное наследие Кранаха не столь велико, однако он не оставлял занятия портретом на протяжении всей жизни. Не углубляясь в психологическую характеристику модели, художник старательно воспроизводил ее физиономические черты.

Заостряя внимание именно на лице портретируемого, он добивался большой жизненной достоверности и выразительности образа. Особенно это касается мужских портретов. В женских образах больше проступает излюбленный им стереотип. Часто одежду и аксессуары портретов писали его помощники, позднее и сын — Лукас Кранах Младший. Как и многие немецкие художники той поры, Кранах был также и гравером, работая в основном в технике гравюры на дереве. Им исполнено множество ксилографий на сюжеты из Священного Писания и античной мифологии. Громадная мастерская Кранаха в Виттенберге весьма способствовала популяризации его искусства. Ученики и подмастерья либо просто повторяли многие картины мастера, либо работали в его манере.

Вся продукция мастерской выходила в свет под маркой самого художника, удостоверявшего произведения своим гербом — крылатым драконом.Лит. Кранах Старший. Альбом / Авт.-сост. А. Н. Немилов. М., 1973. Шаде В. Кранахи — семья художников. М., 1987. Lukas Cranach der Altere. Der Kunstler und seine Zeit. Berlin, 1953. Friedlander M., Rosenberg J. The Painting of L. Cranach. London, 1978..

Значения в других словарях
Кох

, Йозеф Антон (Koch, Joseph Anton) 1768, Тироль — 1839, Рим. Немецкий живописец, рисовальщик. С 1795 работал в Риме, где жил безвыездно, за исключением поездки в Вену (1795—1812). Обучался у А. Я. Карстенса. Под его влиянием сначала увлекся рисунком, гравюрой. С 1803 стал работать в живописи. Сблизился в Риме с кругом северных мастеров (Б. Торвальдсеном, назарейцами), находился под влиянием эстетических идей А. В. И Ф. Шлегелей, Ф. Шиллера. Принимал участие в дискуссиях художников в кафе "Греко"..

Коэльо

, Клаудио (Coello, Claudio) 1642, Мадрид — 1693, Мадрид. Испанский живописец и гравер. Родился в семье ремесленника-бронзовщика Ф. Коэльо, португальца по происхождению. Учился у Ф. Риси. Покровительство Карреньо де Миранды помогло Коэльо копировать картины королевских собраний в Мадриде. Сформировался под влиянием Веласкеса, Тициана, особенно Рубенса и Ван Дейка. Работал в Мадриде, с 1685 — придворный художник. Глава мадридской школы живописи 2-й пол. XVII в., в которой господствовало стремление..

Крёнер

, Иоганн Кристиан (Krener, Johann Christian) 1838, Ринтельн-ан-Везер — 1911, Дюссельдорф. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Учился живописи самостоятельно. Писал пейзажи, охотничьи сцены, полотна анималистического жанра. С 1861 жил и работал в Мюнхене и Банденбурге-на-Инце. С 1863 — в Дюссельдорфе. С 1885 — член Академии художеств Берлина. С 1893 — профессор. Один из видных мастеров-пленэристов XIX в. В пейзажах Валькенрид (1889), Из Тевтобургского леса (1890, оба — Дюссельдорф, ..

Креспи

, Джузеппе Мария (Crespi, Giuseppe Maria), прозв. Ло Спаньоло (Lo Spagnolo) 1665, Болонья — 1747, Болонья. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Болонская школа. Учился у Д. М. Канути, К. Чиньяни, А. Буррини в Болонье. Работал в Болонье, Венеции, Парме, Модене, Пистойе, Флоренции (1700—1708). Изучал живопись Корреджо, Ф. Барроччи, Гверчино, С. Маццони, офорты Рембрандта. Писал картины на религиозные, мифологические и бытовые сюжеты, а также портреты и натюрморты. Будучи мастером позднеболо..

Дополнительный поиск Кранах Кранах

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кранах" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кранах, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа