Кристус

125

, Петрус (Christus, Petrus) Ок. 1410, Барле, Брабант (?) — 1472/1473, Брюгге. Нидерландский живописец. Учился, вероятно, у Я. Ван Эйка. Есть предположение, что он завершил после смерти учителя оставшиеся незаконченными его картины — Св. Иероним (Детройт, Институт искусств) и Богоматерь со святыми (Нью-Йорк, собрание Фрик). В 1444 получил звание мастера в Брюгге, где и жил оставшуюся жизнь. Наследие Кристуса невелико. Он писал как алтарные композиции, так и портреты. В его творчестве сказываются традиции Я. Ван Эйка и воздействие старшего современника — Рогира ван дер Вейдена. От первого идет тяга к обновлению, жанризации религиозных сюжетов, так, в картине Св. Элигий (1449, Нью-Йорк, собрание Леман) герой — покровитель золотых дел мастеров — изображен в виде ювелира, занятого в лавке своим ремеслом.

Его посещает молодая пара заказчиков, выбирающая кольца. В результате религиозная сцена становится бытовой, а сам образ святого обретает почти всецело земной, реалистически жизненный характер. Оплакивание Христа (кон. 1440-х, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) обостренно-эмоциональной трактовкой темы, удлиненными пропорциями фигур напоминает произведения Рогира ван дер Вейдена, однако Кристус гораздо свободнее решает пространственные задачи, с непринужденной гармонией размещая фигуры в пейзаже. В поздней работе Дева Мария сухого древа (1460-е, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса) художник обращается к достаточно редкому иконографическому мотиву, подчеркивая ту животворящую роль, которую исполняет Дева Мария, обновляя усохшее в результате грехопадения древо человеческого рода.

Сам же образ Девы Марии с Младенцем полон удивительной непосредственности. В портретах Кристуса модели как бы вступают в диалог со зрителем, обращая к нему свой пытливый взгляд. Таковы Портрет картезианского монаха (1446, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Портрет Эдварда Граймстона (1446, Корэмбери, собрание герцога Веруламского). В последнем произведении полуфигурное портретное изображение впервые в нидерландском искусстве дано не на нейтральном фоне, а в интерьере. Искусство Кристуса стало как бы золотой серединой ранненидерландской традиции, заключая в себе наиболее характерные, типические ее черты.Лит. Schabacker P. H. Petrus Christus. Utrecht, 1974..

Значения в других словарях
Крети

, Донато (Creti, Donato) 1671, Кремона — 1749, Болонья. Итальянский живописец болонской школы. Учился в Болонье у Л. Пазинелли, изучал живопись Карраччи, Гвидо Рени, Ф. Альбани. В юности посетил Венецию, познакомился с традициями живописи венецианских колористов, особенно интересовался искусством Веронезе. В 1709 стал одним из основателей Академии Климентина в Болонье, в 1729 — ее президентом. Писал сельские пасторальные сцены (Сельская сцена, Аллегория. Обе — Болонья, Нац. Пинакотека), строящие..

Кривелли

, Карло (Crivelli, Carlo) Ок. 1430, Венеция — ок. 1495, Асколи Пичено. Итальянский живописец, сын художника Якопо Кривелли. В 1457 приговорен венецианским судом к шести месяцам тюрьмы за похищение жены моряка. Видимо, в конце 1450-х навсегда покинул Венецию. В нач. 1460-х, после возвращения в Италию, поселился в области Марки. Основную часть творческого наследия Кривелли составляют многостворчатые алтари, написанные для церквей небольших городов области Марки и частично находящиеся на первоначал..

Крог

, Кристиан (Krohg, Christian) 1852, Кристиания, ныне Осло — 1925, Осло. Норвежский живописец, писатель, художественный критик. Учился в Кристиании в Художественной школе Ю. Ф. Эккерсберга (1869—1870) и в Королевской школе рисунка (1870—1871). Совершенствовался в Художественной школе в Карлсруэ у Х. Гуде и К. Гуссова (1874—1875), затем у того же Гуссова в Академии художеств в Берлине (1875—1879). В 1880 вернулся в Кристианию. В 1881—1882 работал в Париже и деревушке Гре-сюр-Луэнь вместе с группой..

Крозато

, Джованни Баттиста (Crosato, Giovanni Battista) Ок. 1697, Тревизо — 1758, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. Родился в Тревизо и сначала, по-видимому, обучался скульптуре у Дж. Маркьори, навсегда сохранив интерес к четкой пластической проработке объемов фигур в своих многочисленных алтарных образах и росписях, исполненных в Венето. Испытал влияние живописи Дж. Б. Тьеполо и С. Риччи, работал в манере, близкой последнему. Сцены "Святого собеседования" — Мадонна с Младенцем, св. Ан..

Дополнительный поиск Кристус Кристус

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кристус" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кристус, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа