Мастер Св. Франциска

186

(Maestro di San Francesco) Авторство обширного, состоящего из 28 больших композиций цикла Жизнь св. Франциска, украшающих нижнюю часть стен в верхней церкви двухъярусной базилики Сан Франческо в Ассизи, до сих пор остается спорным. Ряд исследователей, ссылаясь на Хронику Риккобальдо Феррарезе (1312), упоминающего, что в Ассизи работал Джотто, приписывают цикл ему. Но большинство исследователей, ссылаясь на то, что написанный ок. 1297—1299 цикл отделяют от росписей Джотто в капелле дель Арена в Падуе (1305) всего несколько лет, считают невозможным, чтобы за эти годы Джотто мог проделать такую эволюцию, и полагают, что Историю св. Франциска написал безымянный мастер римской школы. Цикл Жизнь св. Франциска принадлежит к самым значительным памятникам итальянского Проторенессанса.

Его автор обладал и талантом повествователя, и умением придавать жестам и позам персонажей живость и выразительность, и наделять своих героев величавостью. Его композиции, в которых действие разыгрывается на фоне нарядных зданий и скалистых пейзажей, кажутся немногословными — так гармонично и естественно соотносятся в них многочисленные детали — здания, скалистые пейзажи, фигуры персонажей. К числу самых выразительных принадлежит Чудо с источником, где св. Франциск в присутствии своих спутников совершает в безводной каменистой пустыне чудо. Из скалы начинает бить источник, и спутник святого припадает к воде, утоляя жажду. Суровости скалистого пейзажа этой композиции, экспрессии поз и жестов противостоят гармоничность сцены Проповедь св.

Франциска птицам и торжественное великолепие композиции Св. Франциск перед папой Гонорием III. В то же время некоторые композиции не достигают такого уровня и выполнены в другой манере. Поэтому ряд исследователей, в том числе В. Н. Лазарев, полагают, что в создании цикла участвовало несколько мастеров и что весь цикл мог быть повторением не дошедшего до наших дней цикла в церкви Сан Франческо в Риме.Лит. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956. Schmarsow A. Komposizionsgesetze der Franzlegende in der Oberkirche zu Assisi. Leipzig, 1918. Vigoletti G. C., Baccehesi E. Giotto. Milano, 1966..

Значения в других словарях
Массон

, Андре (Masson, Andre) 1896, Балиньи, Уаза — 1987, Париж. Французский художник. Представитель сюрреализма. Отроческие и юношеские годы провел в Брюсселе, учился в Королевской академии художеств у К. Монтальда. В 1912 переехал в Париж, где посещал Школу изящных искусств, обучался также технике фресковой живописи у П. А. Бодуэна. В 1914 совершил путешествие по Италии и Швейцарии, затем был мобилизован и отправлен на фронт. В 1917 получил тяжелое ранение, сопровождавшееся психическим срывом. Переж..

Мастер Литомержицкого Алтаря

(Mistr Litomerickeho oltare) Анонимный чешский живописец, названный так по одному из главных своих созданий — многочастному алтарю церкви в г. Литомержице. Точных данных о времени, месте рождения и смерти мастера не имеется. Известно, что в 1490-е он начал обучение в мастерской другого чешского анонима — мастера Крживоклятского алтаря. После этого совершал образовательные поездки в Германию (Швабию), а также в Дунайские и Альпийские области. Предполагают, что он мог побывать в Северной Италии и ..

Мастер Теодорик

(Mistr Theodorik, Theodorik) Чешский живописец 1340—1370-х. Работал в Праге. Руководил живописной мастерской при дворе императора Священной Римской империи и чешского короля Карла IV. Упоминается в 1348 как "первый мастер" пражского цеха художников. В свите императора совершил поездку в Рим через Венецию. Главное творческое дело Теодорика — украшение ряда храмов в загородной королевской резиденции Карлштейн близ Праги. Росписи церкви Девы Марии, посвященные житию св. Вацлава, плохо сохранились. ..

Мастер Тршебоньского Алтаря

Mistr Trebonskeho oltare) Анонимный чешский живописец, названный так по главному произведению — многочастному алтарю, написанному для монастырской церкви г. Тршебонь в Южной Чехии (ок. 1380). Работал, по-видимому, в Праге в 1370—1380-е. Среди других приписываемых ему произведений наиболее значительна Роудницкая Мадонна (ок. 1385, Прага, Нац. Галерея). От Тршебоньского алтаря, посвященного Страстям Христовым, дошли три створки, исполненные темперой на доске. Моление о чаше, Положение во гроб и Во..

Дополнительный поиск Мастер Св. Франциска Мастер Св. Франциска

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мастер Св. Франциска" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мастер Св. Франциска, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 20 символа