Порденоне

151

, Джованни Антонио (Pordenone, Giovanni Antonio), наст. Имя Джованни Антонио де Сакис 1483, Порденоне — 1539, Феррара. Итальянский живописец. Уроженец области Фриули — северо-восточной части венецианских владений. Работал в Порденоне, Удине и других городах Фриули, Кремоне (1520—1522), Тревизо (1520), Венеции (с перерывами в 1525—1538), Пьяченце (ок. 1529 и ок. 1536). Сформировавшийся первоначально в полуремесленной художественной среде области Фриули, Порденоне уже к концу 2-го десятилетия XVI в. Стал одной из заметных фигур в живописи Северной Италии. Приняв в 1525 участие в конкурсе на алтарную картину Смерть Петра Мученика для венецианской церкви Санти Джованни э Паоло и уступив пальму первенства Тициану, он, тем не менее, добился в кон.

1520—1530-х такого успеха в Венеции, что стал главным соперником Тициана, ведущим венецианским монументалистом. Выполнил росписи ряда фасадов венецианских дворцов (не сохранились), плохо сохранившиеся росписи в церкви Сан Рокко и монастыре Санто Спирито, живописную декорацию второго по величине парадного помещения Дворца дожей — зала Скрутинио (не сохранились). В 1535 получил рыцарский титул от венгерского короля Яна Запольского. В январе 1539 был приглашен на службу к феррарскому герцогу и тотчас же по приезде в Феррару умер на постоялом дворе, что породило слухи об его отравлении завистливыми соперниками. Ранние работы Порденоне. Мадонна со святыми (1511, Венеция, галереи Академии), Мадонна со святыми (ок.

1512—1514, Сузегана, приходская церковь), Мадонна Милосердия (1515, Порденоне, собор) и др. Свидетельствуют о его первоначальной ориентации на последнее поколение мастеров венецианского Раннего Возрождения, хотя в них уже проявляются свойственные художнику энергия трактовки форм, динамика и острота ритма, интерес к сложным, эффектным позам. Переломным для Пордонене стал кон. 1510-х, когда он почти одновременно с Тицианом стал осваивать новый для венецианской живописи патетический язык эффектных контрапостов, стремительных ракурсов, почерпнутый у мастеров римской школы, позднего Рафаэля и Микеланджело. Порденоне вносит в этот стиль плебейскую жизненную силу, иногда — варварскую необузданность и в то же время — риторику, театрализованность, некоторую утрированность.

Эти черты, наметившиеся уже в росписях капеллы Малькьостро (1520, Тревизо, собор), особенно полно проявляются в сценах Страстей Христа, входящих в фресковый цикл, начатый Дж. Романино (1520—1522, Кремона, собор). Драматический пафос сочетается в них с беспощадным натурализмом, брутальностью, иллюзионистическими эффектами. Бравурность, театрализовнность, мощь светотеневой лепки крупных, тяжелых масс, головокружительность ракурсов и неожиданные пространственные эффекты характеризуют роспись створок органа приходской церкви в Спилимберго (1524) и купола приходской церкви в Кортемаджоре (ок. 1529), где Саваоф и ангелы в стремительном полете как бы вторгаются в пространство церкви, сметая обрамление центральной части купола.

Предвосхитив в работах 1520-х некоторые черты стилистики барокко и бросив вызов классическим основам Высокого Возрождения, в 1530-е Порденоне приходит к своеобразному компромиссу с господствующими традициями, умеряет вызывающую резкость изобразительного языка, стремится к декоративной нарядности, облагораживает облик своих персонажей. Эти тенденции нашли наиболее полное выражение в росписях купола и стен небольшой центрической церкви Санта Мария ин Кампанья в Пьяченце (ок. 1529— 1536) и величественных, написанных в сдержанно-холодноватой манере алтарях венецианского периода. Св. Лоренцо Джустиниан с шестью святыми (1532, Венеция, галереи Академии), Святые Рокк, Себастьян и Екатерина (1530-е, Венеция, церковь Сан Джованни Элемозинарио), Благовещение (1538, Мурано, церковь Санта Мария дельи Анджели).

Пордононе оставил заметный след в истории искусства Венеции, оказал влияние на некоторые работы Тициана 1540-х и на младшее поколение венецианских мастеров XVI в., в частности, на Я. Бассано и Тинторетто.Лит. Смирнова И. А. Крупнейшие художники венецианской Террафермы. М., 1972. Fiocco G. Giovanni Antonio Pordenone. Undine, 1939..

Значения в других словарях
Поляков

, Серж (Poliakoff, Serge) 1900, Москва — 1969, Париж. Французский художник русского происхождения. Начал заниматься живописью с 1914. События революции вынудили его покинуть Россию. Пребывая в разных странах Восточной Европы, выступал в качестве гитариста и еще долгое время не расставался с этой профессией, обеспечивавшей его средствами существования. В 1923 прибыл в Париж, но лишь в 1931 впервые выставил свои работы. В 1935—1937 жил в Лондоне, где обучался в Слейд-скул, активно посещал музеи, з..

Понтормо

, Якопо (Pontormo, Jacopo), наст. Имя Якопо Карруччи (Jacopo Carrucci) 1494, Понтормо — 1557, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Учился у М. Альбертинелли и А. Дель Сарто. Работал во Флоренции. Понтормо — одна из центральных фигур раннего маньеризма — направления, сложившегося на рубеже 1510—1520-х в момент кризиса флорентийско-римского Высокого Возрождения, с традициями которого художник еще сохранял тесную связь в своих ранних работах. Первое его значительное произве..

Порселлис

, Ян (Porcellis, Jan) Ок. 1584, Гент — 1632, Зутервауде. Голландский живописец и офортист. Работал в 1615 в Антверпене (звание мастера с 1617), Харлеме (с 1622), Амстердаме (с 1624) и Зутервауде. Был, вероятно, учеником Корнелиса Врома, в ранних работах следовал его панорамным маринам. Порселлис — один из создателей голландского морского пейзажа XVII в. Изображая море в различных состояниях, художник обогатил жанр марины безупречной тональной живописью, уверенной передачей воздушной перспективы ..

Поцци

, Стефано (Pozzi, Stefano) 1699, Рим — 1768, Рим. Итальянский живописец. Родился в семье мастера серебряных дел Дж. Поцци из Бергамо, работавшего по заказам кардинала А. Альбани, изображенного на одной из карикатур П. Л. Гецци. Художниками были три брата Стефано (Рокко, Джузеппе и Андреа), его сыновья (Джованни и Франческо), его племянник (Андреа). Стефано добился наибольшего признания среди членов своего большого семейства. В 1716 С. Поцци стал победителем на Климентинском конкурсе. Подобно Бат..

Дополнительный поиск Порденоне Порденоне

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Порденоне" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Порденоне, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа