Шагал

202

, Марк Захарович (Chagall, Marc) 1887, Лиозно, близ Витебска — 1985, Сен-Поль-де-Ванс. Русский и французский художник. Учился в Санкт-Петербурге, в школе Общества поощрения художеств, которой руководил Н. К. Рерих (1907), затем в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста (1908—1910). Ранние портреты, сцены провинциального быта написаны в примитивистской манере (Свадьба, 1909, частное собрание. Рождение, 1910, Цюрих, Кунстхауз). В 1910—1914 Шагал жил в Париже, где включился в среду литературного и художественного авангарда, сдружился с Ф. Леже, Б. Сандраром, Г. Аполлинером, Р. Делоне. Цвет его живописи становится более насыщенным, активным. Художник осваивает приемы кубизма, прибегает к смелым деформациям и символике (В честь Аполлинера, 1911—1912, Эйндховен, Гор.

Музей Ван Аббе. Адам и Ева <Искушение>, 1912, Сент-Луис, Художественный музей). В тематике парижских картин доминируют ностальгические воспоминания о родных местах, о жизненном укладе окраинной России (Солдат пьет, 1911—1912, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма. О России, ослах и других, ок. 1911—1912, Париж, Нац. Музей современного искусства). В программной картине Я и деревня (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства) разномасштабные изображения людей, животных, растений, домов объединяются ритмом сфер и круговых вращений, являя нерасторжимую связь всех земных тварей и созданий. На становление образного мира Шагала значительное влияние оказало учение хасидов — мистическое течение иудаизма, распространенное в Восточной Европе.

Хасиды верили, что Бог присутствует в обыденных вещах и явлениях, облекали свои проповеди в форму притчи, использовали в ритуале танцы и музыку. Однако не меньшее значение для Шагала имела русская культура во всем диапазоне ее проявлений, а затем и культура французская. Напластование различных культур определило космополитический универсализм художественного мышления Шагала. Начало Первой мировой войны, заставшее художника в Берлине, побудило его вернуться в Россию. В 1915 он женился на Белле Розенфельд, которая стала его излюбленной моделью и главным персонажем картин с парящими, взлетающими в небеса влюбленными (День рождения, 1915, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Прогулка, 1917, Санкт-Петербург, Гос.

Русский музей. Над городом, 1917, Москва, Гос. Третьяковская галерея). После Октябрьской революции Шагал активно включился в организационную и педагогическую деятельность. Был назначен комиссаром искусств в Витебске, где открыл музей, Народное художественное училище (1918), оформлял празднества, посвященные первой годовщине революции. Переехав в Москву в 1920, сотрудничал с Еврейским камерным театром, создал для его оформления 7 больших монументальных панно (ныне — Москва, Гос. Третьяковская галерея). В 1922 навсегда покинул Россию, отправившись сначала в Берлин, а затем в Париж (1923). К этому времени сложился поэтический мир Шагала, в котором сливаются реальность и мечта, архетипы фольклора и персональные переживания художника, приметы частного быта и универсальные символы человеческого существования.

Рутинная жизнь захолустного городка, глухой деревни приобретает под кистью художника черты преображенного, очарованного мира. Покосившиеся домишки, кривые улочки и дворики служат прибежищем людям и кротким домашним животным. В качающихся, изгибающихся пространствах предметы, увиденные под разными углами, сползают со своих мест и зависают в невесомости. Человеческие фигуры взмывают вверх и плывут, как в сновидении. Сферические пространства, лишенные силы гравитации, символизируют обитель мира, в лоне которой живые существа сливаются в братском единстве (Крестьянская жизнь, 1925, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс. Петух, 1929, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). Во Франции колорит Шагала просветляется, смягчается контур.

Праздничное мироощущение преобладает в полотнах, изображающих скрипачей, акробатов и комедиантов, парящих среди цветов влюбленных (Зеленый скрипач, 1923—1924, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма. Акробаты, 1926, частное собрание. Новобрачные у Эйфелевой башни, 1928, частное собрание. Влюбленные в сирени, 1930, Нью-Йорк, частное собрание. Акробатка, 1930, Париж, Нац. Музей современного искусства). В 1920-х Шагал выполнил несколько больших графических циклов. Приступив к работе над иллюстрациями к Библии, он посетил в 1931 Тель-Авив, библейские места Сирии, Палестины и Египта. Приход нацистов к власти в Германии, распространенность антисемитизма в других странах побуждают художника к размышлениям о трагических судьбах еврейского народа (Одиночество, 1933, Тель-Авив, Музей.

Белое распятие, 1938, Чикаго, Институт искусств). В 1941—1948 Шагал жил в США. Потрясенный известиями о событиях войны в Европе, о захвате немцами территорий России, он пишет картины, проникнутые глубоким трагизмом, — Искушение (1943, частное собрание), При крике петуха (1944, частное собрание), Падение ангела (1923—1947, Базель, Кунстхалле). В них прежде гармоничный мир художника предстает в огне пожарищ и гибельных разрушений. Типичные мотивы его живописи дополняются евангельскими и ветхозаветными образами, символами иудаизма и христианства. Вернувшись во Францию после окончания войны, Шагал в 1950 поселился в Вансе. В его поздней живописи трагические темы чередуются с проникновенной лирикой. В серии 1950-х, посвященной Парижу, ангелоподобные фигуры витают над городом, пронизанным голубым свечением (Мосты Сены, 1954, Гамбург, Кунстхауз.

Марсово поле, 1954—1955, Эссен, Музей Фолькванг). Посетив Грецию в 1952 и 1954, художник обогатил свой тематический репертуар сюжетами античных мифов (Падение Икара, 1975, Париж, Нац. Музей современного искусства. Миф об Орфее, 1977, частное собрание). Шагал выполнил большое количество монументальных работ. Настенная живопись в фойе театра во Франкфурте (1959), в Метрополитен-опере в Нью-Йорке (1965), роспись плафона Парижской оперы (1964), витражи для собора в Меце (1958), для синагоги Иерусалимского университета (1962), для здания ООН в Нью-Йорке (1964), для собора Фрауенмюнстер в Цюрихе (1970), для Реймсского собора (1974) и церкви Св. Стефана в Майнце (1978), для церкви Всех святых в графстве Кент (1978), мозаики и росписи для здания парламента в Иерусалиме (1966), мозаики для университета и музея в Ницце (1968, 1971), для Первого национального банка в Чикаго (1974).

Присущее Шагалу мышление архетипическими символами с особой убедительностью раскрылось в монументальных работах, включенных в светские архитектурные комплексы, в религиозные сооружения различных конфессий. В 1973 в Ницце был открыт Национальный музей "Библейское послание Марка Шагала". Художник много работал в печатной графике, керамике, занимался оформлением театральных спектаклей, а также литературным творчеством.Лит. Марк Шагал. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. М., 1989. Марк Шагал. Моя жизнь. М., 1994. Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения. Каталог выставки. М., 1987. Каменский А. А., Сарабьянов Д. В. Шагал. Портрет художника. М., 1995. Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. М., 1995. Venturi L. Chagall. Geneve, 1956.

Meyer F. Chagall. Life and Work. New York, 1973. Haftmann W. Chagall. New York, 1974..

Значения в других словарях
Чимабуэ

(Cimabue), наст. Имя Ченни ди Пеппо (Cenni di Peppo) Свед. С 1272 по 1302. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Работал во Флоренции, Ассизи, Пизе, Риме. Упомянут в Божественной комедии Данте как художник, превзойденный только Джотто. Творческое формирование Чимабуэ связано с господствовавшей в итальянской живописи XIII в. "греческой манерой" и с тенденциями к художественному обновлению, наметившимися в современной ему византийской живописи, с новой, более человечной, обращенной к ..

Чурригера

(Churriguera) — семья испанских архитекторов и скульпторов, работавших в Испании в кон. XVII — нач. XVIII в. И давших название архитектурно-декоративному стилю чурригереско (churrigueresco), испанскому варианту барокко. Под названием чурригереско обычно подразумевается вся барочная архитектура Испании. Состоявшая из пяти братьев, уроженцев Барселоны, семья Чурригера первоначально поселилась в Мадриде, а затем обосновалась в Саламанке, украсив этот кастильский город архитектурными и скульптурно-д..

Шампень

, Филипп де (Champaigne, Philipp de) 1602, Брюссель — 1674, Париж. Французский живописец фламандского происхождения. В 1621 приехал в Париж, жил в коллеже де Лан, основанном в XIV в., среди 16 учеников, изучающих искусства, в числе которых в это же время находился Пуссен. В 1622—1626 писал декоративные пейзажи для Люксембургского дворца. В работах этого периода очевидна его близость фламандской школе, таким художникам, как Корнелис де Вос (Девочка с соколом, 1628, Париж, Лувр) и Ван Дейк (в порт..

Шантерен

, Никола (Chanterene, Nicolas) . — 1550 (?). Выходец из Франции, уроженец Лангедока. Португальский скульптор. Шантерен обогатил язык местных пластических форм мотивами ренессансной скульптуры. Его творчество связано с развитием в Португалии декоративного национального стиля мануэлино. Одно из первых известных произведений мастера — эффектный западный портал церкви Санта Мария де Белен в Лиссабоне (1517). Сохраняя пластический рисунок мануэлино, Шантерен обращается к бургундскому наследию, варьир..

Дополнительный поиск Шагал Шагал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шагал" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шагал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 5 символа