Добродетель
(греч. Arete, лат. Virtus, нем. Tugend, англ. Virtue) - деятельное добро, делание добра. Фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру. Цельная совокупность внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Д. Является одной из двух основных форм объективаций морали наряду с принципами, нормами. В отличие от последних, фиксирующих надличностную и общезначимую сущность морали, Д. Выражает индивидуализированность и произвольность морали. Ее можно определить как явленность морали в индивиде, мораль, ставшую мотивацией поведения. Для понятия Д. Существенными являются следующие признаки. Она 1) всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством.
2) сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями), практикуется ради самой себя. 3) возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, "души") человека. 4) представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, соотнесенных с практикуемыми в обществе образцами поведения. 5) выступает как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений. 6) деятельно противостоит пороку.
Среди конкретных теорий Д. Наиболее значительными, обозначающими важнейшие исторические вехи в ее понимании являются теории Аристотеля и И. Канта.Аристотель связывает Д. Со счастьем, видя в ней и путь к счастью и существенную часть самого счастья. Понимая Д. Как наилучшее, совершенное состояние души, Аристотель видит это состояние в том, что неразумно-аффективная часть души слушается указаний ее разумной части подобно тому, как ребенок слушается указаний отца. Результатом является обладание серединой. "Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает". Д. И пороки различаются не предметом, а способом, каким осуществляется то или иное дело.
Грани между ними являются подвижными. Середина - не арифметическая формула, а совершенный и каждый раз конкретный выбор, зависящий и от того, кто выбирает, и от частных обстоятельств выбора. "Установленных правил нет в поступках и действиях". Добродетельные умения (привычки) человека соотнесены с привычными формами полисной жизни, которая также представляет собой воплощенный, предметно развернутый разум. Добродетельный индивид оказывается основной несущей конструкцией полисной морали.Кант развивает свое учение о Д. В прямой полемике с Аристотелем и его традицией. Для его позиции существенны следующие моменты. Д. Сопрягается с такой целью, которая сама по себе есть долг. Она выводится из чистых основоположений и вовсе не является навыком, привычкой к добрым делам.
Д. Нельзя определять как середину, различие между ней и пороком имеет качественную природу. Кант разрывает связь Д. Со счастьем и подчиняет ее долгу.Аристотель и Кант своими подходами к Д. Обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и Средневековья, в значительной мере имевшим форму личных связей. Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется прежде всего в метафизику нравов. За таким взглядом стоял исторический сдвиг, в ходе которого общественные отношения приобретали безличный, вещный характер, а нравственность из области личностных добродетелей перемещалась в область нормативных систем (прежде всего права).От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей.
Мудрость (рассудительность), справедливость, мужество, умеренность. Рассудительность - свойство ума, разумной части души (дианоэтическая Д., по классификации Аристотеля) и имеет отношение ко всем др. Д. (стоики считали ее единственной Д.). Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество - воинская Д., способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям.Аристотель расширил каталог Д., добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие, любезность и правдивость.
В патристической и схоластической этике ряд Д. Был дополнен теологическими (богословскими) Д. Веры, надежды и любви, заимствованными у ап. Павла (1 Кор. 13. 13). В Новое время произошли изменения, в контексте которых традиционный каталог Д. Был, с одной стороны, расширен, а с другой - смещен из центра на периферию нравственной жизни. Сформировалась Д. Терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям др. Верований и убеждений. В связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых Д. Были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др. Изменилось соотношение Д. И общезначимых норм в пользу последних.А.А. Гусейнов.
Дополнительный поиск Добродетель
На нашем сайте Вы найдете значение "Добродетель" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Добродетель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 11 символа