Дьюи (Dewey) Джон

89

(1859—1952) — американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904—1931) университетах. Основные сочинения. "Школа и общество" (1899), "Исследования по логической теории" (1903), "Влияние Дарвина на философию" (1910), "Как мы мыслим" (1910), "Очерки по экспериментальной логике" (1916), "Опыт и природа" (1925), "Либерализм и социальное действие" (1935), "Логика. Теория исследования" (1938), "Единство науки как социальная проблема" (1938), "Теория оценки" (1939), "Познание и познанное" (совместно с А. Бентли, 1949) и др. (всего около тысячи книг и статей). На протяжении всего философского творчества Д. Оставался приверженцем круга проблем, связанных с человеком и практическими вопросами его существования.

Прагматизм, по мнению Д., осуществил переворот в философской традиции, равнозначный революции учения Коперника, перейдя от изучения проблем самих философов к постижению человеческих проблем. Философия, по Д., — продукт общественных стрессов и личностных напряжений. Определяя традиционную философию как "натурализм", а собственную ее версию как "инструментализм", Д. Стремился, с одной стороны, отграничить принадлежащую ему трактовку опыта от некоторых подходов классического эмпиризма, с другой же, — акцентировать принадлежность своего философского творчества к парадигме прагматизма и эмпиризма в целом. Опыт у Д. Охватывает как сферу сознания, так и поле бессознательного. Опыт включает в себя также и привычки людей.

Он призван продуцировать "указа- ние", "нахождение" и "показывание". По мнению Д., опыт не принадлежит к области сознания, это — история. "В опыт входят сны, безумие, болезнь, смерть, войны, поражение, неясность, ложь и ужас, он включает как трансцендентальные системы, так и эмпирические науки, как магию, так и науку. Опыт включает склонности, мешающие его усвоению". Наделяя разным содержанием понятия "опыт" и "познание", Д. Утверждал, что опыт выступает в двух измерениях. Одно — это обладание им, другое — познание для более уверенного обладания им. Исследование являет собой, по Д., контролируемую или прямую трансформацию некоторой неопределенной ситуации в определенную с целью обращения элементов изначальной ситуации в некую унифицированную общность, "объединенное целое".

Любое исследование, согласно схеме Д., включает пять этапов. Чувство затруднения. Его определение и уяснение его границ. Представление о возможном решении. Экспликацию с помощью рассуждения отношений этого представления. Дальнейшие наблюдения, проясняющие доминирующие в окончании этого процесса "уверенность" либо "неуверенность". Философия призвана анализировать эквиваленты опыта, предоставляемые реконструкцией явлений истории, культуры и жизни людей. Человек способен существовать в этом мире, лишь придавая ему смысл и тем самым изменяя его. Магически-мифические модели объяснения природы сменились постулатами разумности Вселенной, неизменности оснований бытия, универсальности прогресса, наличия всеобщих закономерностей.

"Благодаря науке, мы обезопасили себя, добившись точности и контроля, с помощью техники мы приспособили мир к своим потребностям. — писал Д., — однако одна война и приготовление к другой напоминают, как просто забыть о рубеже, где наши ухищрения не замечать неприятных фактов переходят уже в намеренную их деформацию". Пафосом инструментализма Д. Выступала его убежденность в том, что разумное противодействие нестабильности мира необходимо предполагает предельную степень ответственности интеллектуальной активности человека, познавательную же деятельность последнего правомерно считать практичной, если она оказывается эффективной в решении жизненных задач. Человек самой задачей выживания как биологического вида обречен трансформироваться в ипостась активного участника природных пертурбаций, научное познание всегда фундировалось требованиями здравого смысла, успешная практика обусловливает конечную ценность той или иной гипотезы и теории.

Истина не может и не должна стремиться к достижению состояния адекватности мышления бытию, к безгрешному отражению реальности, истина призвана обеспечивать эвристичность, апробированность и надежность ведущей идеи. "Функция интеллекта", согласно Д., не в том, чтобы "копировать объекты окружающего мира", а в том, чтобы устанавливать путь "наиболее эффективных и выгодных отношений с этими объектами". Ценности же, столь же виртуальные, как и "форма облаков", должны перманентно переосмысливаться и корректироваться этикой и философией, не упуская, естественно, из виду соотношение целей и средств человеческой деятельности. Идеи, таким образом, приобретают облик "проектов действий", дуалистическое миропонимание оказывается в ряду чуждых реальному положению вещей моделей трактовки природы, философия может конструктивно решать свои задачи, лишь безоговорочно высвободившись от проблемных полей метафизики.

Совершенно естественно поэтому, что Д. Выступал как поборник свободы и достоинства людей, усматривая свободу каждого в первую очередь в том, чтобы умножать ее для других. Абсолютизация же утопических целей, характерная для тоталитарных систем, парализует плодотворные научные дискуссии. Личность, согласно Д., конституирует себя в критических актах общественной активности (например, в процедурах замены отживших политических установлений новыми) точно так же, как индивид становится подлинно познающим субъектом в контексте осуществления результативных поисковых операций. ("Воспитание и обучение посредством деланья" являло собой квинтэссенцию педагогической концепции Д. Его программа "прогрессирующего образования", фундировавшаяся идеей о том, что школа — не есть подготовка к жизни, а суть собственно жизнь в ее особой форме, постулировала важность формирования у детей навыков выработки конкретных решений.) Д.

Придерживался той точки зрения, что "planned society" (планируемое общество социалистического типа), в границах которого проекты и сценарии развития доводятся сверху, однозначно менее жизнеспособно и свободно, нежели общество, основанное на постоянной естественной самоорганизации посредством высвобождения своих ресурсов в пространстве рыночных отношений ("continuosly planning society"). Определенный практический опыт (в этом контексте) Д. Обрел, принимая участие в работе международной комиссии по расследованию деятельности Л.Троцкого. Д. Пришел к выводу о его невиновности, чем вызвал раздражение советского руководства. Будучи убежденным сторонником демократии и реформ, Д. Полагал, что именно и только они в состоянии обеспечить разрешение как парциальных, так и глобальных общественных вопросов.

A.A. Грицанов.

Значения в других словарях
Дьюи (Dewey) Джон

ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952) - американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории - лишь инструменты приспособления к внешней среде. Создатель т. Н. Педоцентрической теории и методики обучения.. ..

Дьюи (dewey) Джон

(20.10.1859, Барлингтон, Вермонт - 2.06.1952, Нью-Йорк) - американский философ и педагог. Биография. Образование получил в Вермонтском университете и колледже Хопкинса (доктор философии, 1884). С 1889 г. - профессор философии в Мичиганском университете, затем в Миннесотском, Чикагском и Колумбийском. Президент Американской психологической и философской ассоциации (1889-90), первый президент Американской ассоциации университетских профессоров. Читал многочисленные гостевые лекции в Китае, Японии,..

Дхьяна

(санскр. – размышления) – один из методов буддийского созерцания, особенно разрабатывавшийся в секте дзэнов. Распространен в Китае и Японии, применяется в педагогике. Этот метод созерцания имеет общие моменты с известными в Европе упражнениями на расслабление, т.е. Преследующими цель расслабления мышц. Оказал большое влияние на кит. Пейзажную живопись.. ..

Дэвидсон (Davidson) Дональд

..

Дюгем (Duhem) Пьер

(род. 10 июня 1861, Париж – ум. 14 сент. 1916, Бордо) – франц. Физик. Известен также своими работами по философии и истории естествознания. Физические законы и теории в его понимании суть не что иное, как символические конструкции – релятивные, временные и слишком простые, чтобы дать полное представление о действительности – истинное или ложное. Единственной основой существования физической теории является вера людей в порядок, стоящий над физикой. Осн. Произв. «Le m.ixte, et la combinaision chi..

Дьюи (Dewey) Джон

(20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт, — 1.6.1952, Нью-Йорк), амер. Философ, психолог и педагог. Окончил Вермонтский ун-т (1879). Проф. Мичиганского (1884—94), Чикагского (1894—1904) и Колумбийского (1904—30) ун-тов. Развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., разл. Виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактовал..

Дополнительный поиск Дьюи (Dewey) Джон Дьюи (Dewey) Джон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дьюи (Dewey) Джон" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дьюи (Dewey) Джон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 17 символа