Познание

151

Категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково- символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. Людьми. Филос. Концепции П. Чрезвычайно разнообразны. Существуют аналитическое, феноменологическое, герменевтическое, психоаналитическое, трансценденталистское, марксистское, эволюционное, социально-антроплогическое и др. Понимания П. Помимо филос. Имеют место и специально-научные концепции П. - психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая, часто выступающие в единстве с некоторыми филос. Учениями. За пределами науки и философии не заканчивается рефлексия о П.

Повседневное словоупотребление стихийно формирует обыденное понимание П. В религии и теологии идет речь о способах и формах П. Бога. Магия и оккультные науки стремятся разработать методы П. Таинственных субстанций, астральных влияний, демонических сил. В кон. 20 в. Гносеологическая проблематика в ряде филос. Учений отходит на второй план, утрачивается уверенность в специфике филос. Эпистемологии и тем самым - интерес к проблеме филос. Обоснования П. Однако претензии ряда наук на исчерпывающее понимание П. Сталкиваются с теми же проблемами, над которыми давно работают философы (реализм - инструментализм, фундаментализм - феноменализм, субстанциализм - функционализм, догматизм - релятивизм).В целом большинство различий в истолковании и обосновании П.

Можно свести к двум основным позициям. Фундаментализму (эссенциализму) и функционализму (феноменализму), каждая из которых схватывает одну из существенных сторон познавательного процесса. Водораздел между ними образуется разным пониманием человеческого опыта. В первом случае как деятельности, руководимой рефлексией и ищущей своего рационального объяснения в ходе бесконечного регресса оснований, во втором случае как деятельности, стихийно порождающей рефлексию по мере необходимости и подчиняющей ее своим потребностям и задачам. Наиболее полный образ П. Предполагает поиск и нахождение баланса между рядом противоречиво дополняющих друг друга позиций.Так, с одной стороны, П. В его специфичности требует для своего понимания чего- то принципиально и субстанционально иного - "реальности", "объекта", "материи".

С др. - П. Может быть понято как самостоятельная идеальная реальность, обладающая внутренней динамикой и источниками развития (трансцендентализм). Однако, будучи самостоятельной реальностью, П. Вместе с тем пронизывает все аспекты человеческого мира и лишь в абстракции может быть выделено из него. В таком случае П. Следует понимать как процесс, сопровождающий деятельность и общение людей и выполняющий функцию их обеспечения идеальными образами. П. Осуществляется поэтому не неким "гносеологическим субъектом", но целостным индивидом, как правило, даже не ставящим себе специальных познавательных задач. Понятое таким образом П. Не является "отражением реальности вне человека и человечества", но имеет дело лишь с содержанием коллективной деятельности и общения, поскольку последние нуждаются для своей организации в идеальных, т.е.

Возможных, пробных, приблизительных, вариативных моделях и перспективах. В данном процессе знание как результат П. В прямом смысле возникает из не-знания, т.е. Из иных контекстов опыта, нуждающихся в знании. Динамика процесса порождения знания, векторность, интенциональность П., связанная с исследовательской, поисковой установкой на расширение сферы идеальных конструктов, есть то, что отличает его от сознания. Поэтому функциональный и эпифеноменальный генезис П. Не означает, что П. Лишено собственного, не сводимого к деятельности и общению содержания. Его служебная роль отходит на второй план с дифференциацией познавательных задач, в контексте которых идеальные объекты выступают в качестве не только целей, но средств и даже специфических предметных содержаний познавательных процедур.В этом случае основным содержанием П.

В его относительной самостоятельности становится создание и замена одних идеальных образов и объектов другими в форме процедуры обозначения, отождествления ранее не отождествляемого, создания аналоговых моделей. Тем самым обеспечивается возможность обмена между разными контекстами опыта. Между объективным и субъективным, бытийственным и мыслимым. Чувственной информации предпосылаются понятийные схемы, на последние накладывается чувственное содержание, эмоции взаимодействуют с рассудком, аналитическая рефлексия - со стихийным и неосознаваемым опытом. Прошлое соотносится с настоящим и будущим, близкое - с далеким, известное - с неизвестным, упорядоченное - с хаотичным. Взаимодействие контекстов опыта позволяет отличить их друг от друга, внести в каждый из них внешнюю и внутреннюю структурность, придать смысл тому, что понимается под "опытом", "мышлением", "чувственностью".

В основе взаимодействия контекстов лежит практика человеческого общения и деятельности, в ходе которых происходит замена одних предметов другими, призванными выполнять аналогичную функцию, и обмен опытом по этому поводу. Поэтому в центре познавательного процесса находится проблема взаимоотношения смысла и значения - именно они образуют его структуру как единство стабильного и изменчивого.Понимание П. Как деятельности обозначения при взаимодействии контекстов опыта означает отказ от формулы "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него - к практике". Путь П. - это движение от локальных и стандартных контекстов опыта ко все более разнообразным и универсальным, причем чувственные и рассудочные элементы присутствуют на каждом этапе.

Познавательный процесс не означает развития абстрактно-понятийного содержания за счет сворачивания чувственно-образного. Гармоническое развитие знания в целом предполагает увеличение разнообразия всех типов содержаний и прогрессивную дифференциацию типов познавательного отношения к миру. Функция П. Состоит в накладывании на мир сети обозначений - научных формул, нравственных норм, художественных образов, магических символов, позволяющих человеку упорядочить свое бытие в нем и так структурировать свою психику, чтобы придать ей мобильность и вариабельность, обеспечивая тем самым возможность продуктивной деятельности и понимающего общения.Конструктивность - едва ли не главное отличие человеческого П. От аналогичной психической деятельности животных.

Знаково-символические системы, стихийно возникая как эпифеномен деятельности и общения, приобретают затем относительную самостоятельность, и мыслительная работа с ними не только сопровождает все проявления человеческой активности, но и является условием ее возможности. П. Не есть копирование некоторой внешней познаваемой реальности, но внесение смысла в реальность, создание идеальных моделей, позволяющих направлять деятельность и общение и приводить в систему состояния сознания. Рационализация и конструктивная перестройка познавательных структур и процедур позволяют не только выстраивать деятельность и общение по некоторому образцу (норме), но и осуществлять произвольный переход от одних образцов, стандартов к др., придает динамичность познавательному процессу, обеспечивает его творческий характер, приводит к расширению горизонта сознания, что является предпосылкой порождения всякого объекта культуры.Эволюция П.

Является нелинейным процессом, который не может быть описан лишь как движение от дорационального к рациональному, от мифа к логосу, от мнения к знанию. Ступенями эволюции П. В филогенетичном смысле являются целостные когнитивно-культурные системы, обладающие специфическим социально-историческим содержанием. Таковы повседневный опыт, магия, миф, искусство, религия, право, философия, мораль, идеология, наука. Возникая в процессе дифференциации познавательного отношения к миру как разные типы П., они приобретают автономные функции и обогащаются содержанием в ходе взаимодействия между собой. В одних типах познания рельефно выступает накопление, сохранение и воспроизводство опыта, в др. - его развитие и обновление.

Примерами первого рода является П. В рамках мифа, религии, морали, права, примерами второго - магия, искусство, философия, наука. Поскольку в любых типах знания присутствует элемент динамики, творчества и элемент статики, систематизации, то данное различие не имеет абсолютного характера. Оно вытекает из неравномерности развития знания, из перехода от генезиса к зрелому состоянию и от него - к стагнации. Тип познавательного отношения определяется пропорциональным сочетанием в нем практически-целевых, нормативно-регулятивных, конструктивно-созерцательных, аналитико-критических и поисково-исследовательских контекстов.Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. Найссер У. Познание и реальность.

М., 1981. Малкеи М. Наука и социология знания. М., 1983. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1996. Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1998. Vollmer G. Evolutionare Erkenntnistheorie. Stuttgart, 1980. Goldman A. Epistemology and Cognition. Cambridge etc., 1986. Fuller S. Social Epistemology. Bloomington, 1988. The Cognitive Turn. Sociological and Psychological Perspectives on Science. Kluwer, 1989.И. Т. Касавин.

Значения в других словарях
Познание

ПОЗНАНИЕ - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.. ..

Познание

См. Философия.. ..

Познание

• всестороннее познание. ..

Познание

См. Знание, понимание.... ..

Познание

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.. ..

Познание

Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Познавать (1), познать.2) Знание чего-л., осведомленность в чем-л.. ..

Познание

ПОЗНА́НИЕ -я. Ср.. ..

Познание

-я, ср. 1. См. Познать. 2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. Законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания к действительности). 3. Мн. Совокупность знаний в какой-н. Области. У него большие познания влитературе.. ..

Познание

Познания, ср. (книжн.). 1. Только ед. Действие по глаг. Познать в 1 знач. - познавать. Способность познавать. Наблюдение человеком простого и очевидного превращения "вещи в себе" в явления, в "вещь для него" (филос.). - Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлен..

Познание

- наш способ обработки информации в сознании и трансформация сенсорных данных в знание.. ..

Познание

Процесс усвоения чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познание исследуется со времен античной натурфилософии и философии, оно изучается с точки зрения объективной — источника, или субъективной — происхождения, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). Познание исследуется теорией познания — гносеологией и эпистемологией.. ..

Познание

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. Является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах. Обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру П. Представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведен..

Познание

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.. ..

Позиция

(от лат. Positio) – положение, утверждение. Точка зрения.. ..

Познай Самого Себя

(греч. Gnothi seauton, лат. Nosce te ipsum) - надпись на храме Аполлона в Дельфах как призыв бога Аполлона к каждому входящему. По преданию, эта идея была принесена в дар Аполлону "семью мудрецами". Автором ее в антич. Источниках чаще называется мудрец Хилон, реже - Фалес или др. Мудрецы. Иногда эта рекомендация представляется как ответ Аполлона, изреченный пифией, на вопрос Хилона. "Что самое лучшее для людей?"Первоначально изречение "П.с.с." означало, по-видимому, лишь призыв к самоконтролю и ..

Поколение

(лат. Generatio – зачатие) – отдельное звено в цепи продолжения рода (родители, дети, внуки). Совокупность людей приблизительно одинакового возраста, принадлежащих какому-либо народу или культурному кругу. Подсчитано, что продолжительность деятельности такого поколения равна примерно 30 годам. Деятельность поколения принадлежит к «формирующим общество силам» (Мангейм). Существование поколения имеет следствием важные социологические явления. Постоянный приток новых носителей культуры на место пос..

Покорение Природы

Предполагает достижение человеком метафизического убеждения в том, что природа существует для него и он предназначен быть ее властелином (Быт., 1, 26). Подобное убеждение может возникнуть только после исчезновения анимизма. Только тогда становится возможным понимание того, что всё в природе совершается по определенным законам (см. Закон природы). Следующим шагом является открытие, что точное знание этих законов есть средство заставить природу служить человеческим целям. На основе этого открытия ..

Познание

Воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. Носит социально и культурно опосредованный ист. Характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познават. Деятельности.Выделяют разл. Формы П. Направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), П., направленное на получение объективированного знания, существующего вне отд. И..

Познание

— высшая форма отражения объективной действи­тельности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. Представляло собой одну из сторон практической деятельности лю­дей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. Стало особой деятельностью. В П. Выделяют два уровня. Чувственное П., осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представления, и рациональное П., протекающее в понятиях, суждениях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. Различают также обыденное, художе­ственно..

Дополнительный поиск Познание Познание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Познание" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Познание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа