Познание

224

Воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. Носит социально и культурно опосредованный ист. Характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познават. Деятельности.Выделяют разл. Формы П. Направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), П., направленное на получение объективированного знания, существующего вне отд. Индивида (напр., в виде нек-рых текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное П. Может осуществляться коллективно, в особых способах межиндивидуальной коммуникации.

Следует различать также обыденное, мифологич., худож. И науч. П. Внутри науки существ, особенностями обладают естественно-науч. И гуманитарное П. Как специфич. Вид рассматривается фил ос. П.Существуют также разные культурно-ист, типы П. Так, напр., в античности идеал П. Связывался с пониманием природных процессов — дедуктивным выведением следствий из отд. Посылок, истинность к-рых постигается интуитивно. Возможность предсказания будущих событий не рассматривалась как необходимая и существ, характеристика П. Античная наука в целом отвечала этому идеалу П. В новое время идеал П. Связывался прежде всего с новой экспериментальной наукой, с возможностью воспроизведения познават. Феноменов в искусств, условиях и с возможностью предсказания.

В знании и ведущем к нему П. Виделись силы, помогающие овладеть природными и социальными процессами и поставить их на службу человеку. В совр. Эпоху в связи с трансформациями, переживаемыми культурой, происходит пересмотр идеалов П. Понимание П. Как овладения предметом, к-рый как бы становится под полный контроль познающего, сменяется представлением о П. — развиваемым как в естествознании (И. Пригожий), так и в науках о человеке и обществе, — как своеобразном диалоге между познающим и познаваемым. П. Уподобляется в ряде отношений коммуникации.Если классич. Наука и классич. Философия связывали П. С полным осознанием применяемых процедур, с полнотой саморефлексии, то в кон. 20 в. Всё более выявляется важная познават. Роль неосознаваемых в полной мере предпосылок (т.

Н. Неявное, предпосылочное знание), роль допущений, принимаемых до поры на веру, погружённость П. В культурный контекст, к-рый не эксплицируется самим познающим и выявление к-рого предполагает особые исследоват. Усилия. Вместо противопоставления ненаучного и науч. П., признания подлинного познават. Статуса лишь за последним в совр. Условиях подчёркивается многообразие видов познават. Деятельности, в ряду к-рых наука занимает важное, но не единственное место.П. Считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего по производству нек-рой новой реальности, в т. Ч. И репрезентирующей знание. Эта искусств, реальность, воплощающая результаты познават. Деятельности, выступает в вещной форме, в виде орудий труда, приборов и инструментов, а также в виде разного рода текстов и человеческой речи.

Невозможно понять П. (начиная с его простейших форм, таких, как восприятие) вне учёта его включённости в деятельность и в коммуникацию.Особая форма П. — учебная деятельность. Усвоение накопленного человечестном богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам П., как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая (в данном случае диалог между учителем и учеником).П. Изучается рядом науч. Дисциплин. Эталоны и нормы П., их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность П., взаимоотношение П. И иных форм отношения человека к миру (религии, морали, иск-ва) изучаются в спец.

Разделе философии — теории П. Механизмы познават. Деятельности отд. Человека исследуются в психологии П. Социальный и культурный контекст познават. Деятельности — предмет социологии П. И культурологии. Ист. Развитие науки как специфич. Формы П. Изучается историей науки. Специфич. Проблемы логич. Организации науч. Знания анализируются в логике и методологии науки. В. А. Лекторский..

Значения в других словарях
Познание

ПОЗНАНИЕ - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.. ..

Познание

См. Философия.. ..

Познание

• всестороннее познание. ..

Познание

См. Знание, понимание.... ..

Познание

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.. ..

Познание

Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Познавать (1), познать.2) Знание чего-л., осведомленность в чем-л.. ..

Познание

ПОЗНА́НИЕ -я. Ср.. ..

Познание

-я, ср. 1. См. Познать. 2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. Законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания к действительности). 3. Мн. Совокупность знаний в какой-н. Области. У него большие познания влитературе.. ..

Познание

Познания, ср. (книжн.). 1. Только ед. Действие по глаг. Познать в 1 знач. - познавать. Способность познавать. Наблюдение человеком простого и очевидного превращения "вещи в себе" в явления, в "вещь для него" (филос.). - Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлен..

Познание

- наш способ обработки информации в сознании и трансформация сенсорных данных в знание.. ..

Познание

Процесс усвоения чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познание исследуется со времен античной натурфилософии и философии, оно изучается с точки зрения объективной — источника, или субъективной — происхождения, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). Познание исследуется теорией познания — гносеологией и эпистемологией.. ..

Познание

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. Является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах. Обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру П. Представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведен..

Познание

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.. ..

Познание

Категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково- символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. Людьми. Филос. Концепции П. Чрезвычайно разнообразны. Существуют аналитическое, феноменологическое, герменевтическое, психоаналитическое, трансценденталистское, марксистское, эволюционное, социально-антроплогическое и др. Понимания П. Помимо филос. Имеют место и специально-научные концепции П. - ..

Подростковый Возраст

Период развития детей от 11—12 до 15—16 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся ср ступени общеобразо-ват школы (уч-ся 5—9-х кл) II в наз также переходным возрастом, т к он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости До 17—18 вв II в не выделялся в жизненном цикле человека в особый период Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после к-рого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир Вследствие акселерации половое созревание происход..

Подуфалов Николай Дмитриевич

(р. 22.5.1949, с. Борисовка Красноярского края), математик, педагог, один из членов-учредителей и акад. РАО (1992), дер физ.-матем. Наук (1984), проф. (1987). Окончил физ.-матем. Ф-т Красноярского ун-та (1971), впоследствии работал там же (в 1976—78 декан ф-та. С 198Эректор). Преподавал в др. Вузах Красноярска. В 1983—89 ректор инж.-строит. Ин-та. С 1996 зам. Министра общего и профессионального образования РФ. Авт. Трудов в области алгебры (теория конечных групп).П. — организатор и пред. Сиб. От..

Покровский Александр Андреевич

[14(26).12.1898, Рязань, — 5.5.1988, Москва], физик-методист, канд. Пед. Наук (1940). Окончил Рязанский пед. Ин-т (1922). С 1923 преподавал физику в моек. Опытно-показат. Школе Наркомпроса и на рабфаке при Моск. Горном ин-те. В 1934—42 в Пед. Ин-те им. К. Либкнехта (зав. Лабораториями и уч. Кабинетами физ.-матем. Ф-та). В 1942—47 преподавал в Моск. Гор. Пед. Ин-те им. В. П. Потёмкина и в Моск. Гор. ИУУ. В 1933 вышло из печати его первое метод, пособие для преподавателей ср. Школы — «Оборудование..

Покровский Егор (Георгий) Арсеньевич

[1834 (1835 или 1838), с. Никитское, ныне в Тверской обл., — 16(28). 10.1895, Москва], педиатр и педагог, теоретик физич. Воспитания. Окончил мед. Ф-т Моск. Ун-та (1861). С 1870 дер медицины. Будучи (с 1871—72?) гл. Врачом Софийской дет. Больницы в Москве, сделал её образцовой. Имел репутацию «доброго доктора». Основатель и ред. (1890—95) журн. «Вестник воспитания».П. Доказывал, что успех всего последующего воспитания зависит от того, насколько правильно осуществлялось первонач. Развитие ребёнка..

Познание

— высшая форма отражения объективной действи­тельности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. Представляло собой одну из сторон практической деятельности лю­дей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. Стало особой деятельностью. В П. Выделяют два уровня. Чувственное П., осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представления, и рациональное П., протекающее в понятиях, суждениях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. Различают также обыденное, художе­ственно..

Дополнительный поиск Познание Познание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Познание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Познание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа