Познание
Воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. Носит социально и культурно опосредованный ист. Характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познават. Деятельности.Выделяют разл. Формы П. Направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), П., направленное на получение объективированного знания, существующего вне отд. Индивида (напр., в виде нек-рых текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное П. Может осуществляться коллективно, в особых способах межиндивидуальной коммуникации.
Следует различать также обыденное, мифологич., худож. И науч. П. Внутри науки существ, особенностями обладают естественно-науч. И гуманитарное П. Как специфич. Вид рассматривается фил ос. П.Существуют также разные культурно-ист, типы П. Так, напр., в античности идеал П. Связывался с пониманием природных процессов — дедуктивным выведением следствий из отд. Посылок, истинность к-рых постигается интуитивно. Возможность предсказания будущих событий не рассматривалась как необходимая и существ, характеристика П. Античная наука в целом отвечала этому идеалу П. В новое время идеал П. Связывался прежде всего с новой экспериментальной наукой, с возможностью воспроизведения познават. Феноменов в искусств, условиях и с возможностью предсказания.
В знании и ведущем к нему П. Виделись силы, помогающие овладеть природными и социальными процессами и поставить их на службу человеку. В совр. Эпоху в связи с трансформациями, переживаемыми культурой, происходит пересмотр идеалов П. Понимание П. Как овладения предметом, к-рый как бы становится под полный контроль познающего, сменяется представлением о П. — развиваемым как в естествознании (И. Пригожий), так и в науках о человеке и обществе, — как своеобразном диалоге между познающим и познаваемым. П. Уподобляется в ряде отношений коммуникации.Если классич. Наука и классич. Философия связывали П. С полным осознанием применяемых процедур, с полнотой саморефлексии, то в кон. 20 в. Всё более выявляется важная познават. Роль неосознаваемых в полной мере предпосылок (т.
Н. Неявное, предпосылочное знание), роль допущений, принимаемых до поры на веру, погружённость П. В культурный контекст, к-рый не эксплицируется самим познающим и выявление к-рого предполагает особые исследоват. Усилия. Вместо противопоставления ненаучного и науч. П., признания подлинного познават. Статуса лишь за последним в совр. Условиях подчёркивается многообразие видов познават. Деятельности, в ряду к-рых наука занимает важное, но не единственное место.П. Считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего по производству нек-рой новой реальности, в т. Ч. И репрезентирующей знание. Эта искусств, реальность, воплощающая результаты познават. Деятельности, выступает в вещной форме, в виде орудий труда, приборов и инструментов, а также в виде разного рода текстов и человеческой речи.
Невозможно понять П. (начиная с его простейших форм, таких, как восприятие) вне учёта его включённости в деятельность и в коммуникацию.Особая форма П. — учебная деятельность. Усвоение накопленного человечестном богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам П., как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая (в данном случае диалог между учителем и учеником).П. Изучается рядом науч. Дисциплин. Эталоны и нормы П., их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность П., взаимоотношение П. И иных форм отношения человека к миру (религии, морали, иск-ва) изучаются в спец.
Разделе философии — теории П. Механизмы познават. Деятельности отд. Человека исследуются в психологии П. Социальный и культурный контекст познават. Деятельности — предмет социологии П. И культурологии. Ист. Развитие науки как специфич. Формы П. Изучается историей науки. Специфич. Проблемы логич. Организации науч. Знания анализируются в логике и методологии науки. В. А. Лекторский..
Дополнительный поиск Познание
На нашем сайте Вы найдете значение "Познание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Познание, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 8 символа