Почвенничество
Идейное направление в России 1860-х гг. Не представляя законченной идеологии, П. Сформировалось на основе общих взглядов, разделяемых писателями А.A. Григорьевым, Ф.М. И М.М. Достоевскими, философом Н.Н. Страховым. Представители П. Стремились снять противоречие между славянофильством и западничеством, примирить национальную самобытность России с лучшими проявлениями зап. Цивилизации и достижениями европейской культуры.Григорьев заложил идейный фундамент П., опираясь на эстетику романтизма и славянофильскую концепцию культуры. Он утверждал, что умозрительная теория не является адекватным выражением жизненной реальности, и отдавал эстетическое предпочтение непосредственному чувственному восприятию. Эстетика Григорьева определяла и остальные стороны его мировоззрения.
Так, учения славянофилов и западников воспринимались им как отвлеченные схемы, оторванные от истинной действительности. Григорьев критиковал славянофильство за абсолютизацию общинного начала и разделение рус. Истории на два периода (до Петра I и после). Из противоречий теории и жизни он видел только один выход - обращение к традиционному укладу рус. Народа, примирение враждующих социальных групп на основе единой национальной культуры.Основная программа П. Была выражена в жур. "Время" (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865), издаваемых братьями Достоевскими. Ф.М. Достоевский считал возвращение к "почве", народу, основам рус. Национального духа необходимым шагом для позитивного исторического развития России. Основой для разрешения противоречий он считал синтетическую силу рус.
Духа, его универсальные возможности. П. Понималось Достоевским как религиозная и социальная доктрина, способная переустроить жизнь на христианских началах братства и единения. Зап. Индивидуализму противопоставлялись национальные формы социального устройства - община и земство, а идея рус. "всечеловечности" призвана была соединять мировые культурные ценности и народные идеалы.Страхов лишь косвенно принадлежал к П., увлекаясь идеями Григорьева. Страхов вполне состоялся как оригинальный мыслитель, частично отразив идеи П. В своих работах. Критике зап. Рационализма посвящена его кн. "Борьба с Западом в русской литературе" (1883), идее целостности и гармонии бытия - работа "Мир как целое" (1872). Оставаясь последователем Григорьева в литературной эстетике, Страхов развил оригинальное учение в духе христианской антропологии.
Человек неразрывно связан с миром, представляя вместе с ним единое целое. Гармония человека и мира, их метафизическая и религиозная связь в трактовке Страхова есть своеобразная фил ос. Формула, основанная на идеях П.Деятельность "почвенников", несмотря на примирительную позицию, прошла в острой полемике как с консервативными идеологами, так и с революционно-демократическими публицистами. Не определившись как филос. Или социальное учение, П. Свелось к общественно-политическим декларациям о необходимости соединения с родной почвой и народным началом, оставшись фактом общественной и идеологической борьбы в послереформенной России, на переломе двух эпох в рус. Истории.Фридлендер Г.М. У истоков "почвенничества" (Ф.М.
Достоевский и журнал "Светоч") // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1971. Т. XXX. Вып. 5. Нечаева B.C. Журнал М.М. И Ф.М. Достоевских "Время". 1861 - 1863. М., 1972. Она же. Журнал М.М. И Ф.М. Достоевских "Эпоха". 1864- 1865. М., 1975. Осповат А.Л. К изучению почвенничества (Ф.М. Достоевский и А.А. Григорьев) // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 3. Л., 1978. Твардовская В.А. Достоевский в общественной жизни России (1861-1881). М., 1990..
Дополнительный поиск Почвенничество
На нашем сайте Вы найдете значение "Почвенничество" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Почвенничество, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 14 символа