Почвенничество

251

Идейное направление в России 1860-х гг. Не представляя законченной идеологии, П. Сформировалось на основе общих взглядов, разделяемых писателями А.A. Григорьевым, Ф.М. И М.М. Достоевскими, философом Н.Н. Страховым. Представители П. Стремились снять противоречие между славянофильством и западничеством, примирить национальную самобытность России с лучшими проявлениями зап. Цивилизации и достижениями европейской культуры.Григорьев заложил идейный фундамент П., опираясь на эстетику романтизма и славянофильскую концепцию культуры. Он утверждал, что умозрительная теория не является адекватным выражением жизненной реальности, и отдавал эстетическое предпочтение непосредственному чувственному восприятию. Эстетика Григорьева определяла и остальные стороны его мировоззрения.

Так, учения славянофилов и западников воспринимались им как отвлеченные схемы, оторванные от истинной действительности. Григорьев критиковал славянофильство за абсолютизацию общинного начала и разделение рус. Истории на два периода (до Петра I и после). Из противоречий теории и жизни он видел только один выход - обращение к традиционному укладу рус. Народа, примирение враждующих социальных групп на основе единой национальной культуры.Основная программа П. Была выражена в жур. "Время" (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865), издаваемых братьями Достоевскими. Ф.М. Достоевский считал возвращение к "почве", народу, основам рус. Национального духа необходимым шагом для позитивного исторического развития России. Основой для разрешения противоречий он считал синтетическую силу рус.

Духа, его универсальные возможности. П. Понималось Достоевским как религиозная и социальная доктрина, способная переустроить жизнь на христианских началах братства и единения. Зап. Индивидуализму противопоставлялись национальные формы социального устройства - община и земство, а идея рус. "всечеловечности" призвана была соединять мировые культурные ценности и народные идеалы.Страхов лишь косвенно принадлежал к П., увлекаясь идеями Григорьева. Страхов вполне состоялся как оригинальный мыслитель, частично отразив идеи П. В своих работах. Критике зап. Рационализма посвящена его кн. "Борьба с Западом в русской литературе" (1883), идее целостности и гармонии бытия - работа "Мир как целое" (1872). Оставаясь последователем Григорьева в литературной эстетике, Страхов развил оригинальное учение в духе христианской антропологии.

Человек неразрывно связан с миром, представляя вместе с ним единое целое. Гармония человека и мира, их метафизическая и религиозная связь в трактовке Страхова есть своеобразная фил ос. Формула, основанная на идеях П.Деятельность "почвенников", несмотря на примирительную позицию, прошла в острой полемике как с консервативными идеологами, так и с революционно-демократическими публицистами. Не определившись как филос. Или социальное учение, П. Свелось к общественно-политическим декларациям о необходимости соединения с родной почвой и народным началом, оставшись фактом общественной и идеологической борьбы в послереформенной России, на переломе двух эпох в рус. Истории.Фридлендер Г.М. У истоков "почвенничества" (Ф.М.

Достоевский и журнал "Светоч") // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1971. Т. XXX. Вып. 5. Нечаева B.C. Журнал М.М. И Ф.М. Достоевских "Время". 1861 - 1863. М., 1972. Она же. Журнал М.М. И Ф.М. Достоевских "Эпоха". 1864- 1865. М., 1975. Осповат А.Л. К изучению почвенничества (Ф.М. Достоевский и А.А. Григорьев) // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 3. Л., 1978. Твардовская В.А. Достоевский в общественной жизни России (1861-1881). М., 1990..

Значения в других словарях
Почвенничество

русское литературно-общественное направление 60-х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей-разночинцев, группировавшихся вокруг журналов братьев Ф. М. И М. М. Достоевских «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864—65). Его идеологами и пропагандистами были также А. А. Григорьев и, И. И. Страхов. Термин «П.» возник на основе публицистики Ф. М. Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам. Генетически П. Восходит к направлению «молодой редакц..

Почвенничество

ПОЧВЕННИЧЕСТВО, течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860-х гг. Его представители (братья Ф. М. И М. М. Достоевские, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.) признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения "образованного общества" с народом ("национальной почвой") на религиозно-этической основе.Источник. Энциклопедия "Отечество"русское литературно-общественное направление 1860-х, тесно связанное с деятельност..

Почвенничество

Ср.Течение в русской литературе 60-х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства.. ..

Почвенничество

ПО́ЧВЕННИЧЕСТВО -а. Ср. Направление в русской общественной мысли в 60-х годах 19 века, являющееся разновидностью славянофильства.. ..

Почвенничество

Почвенничества, мн. Нет, ср. (истор., лит.). Течение в русской литературе 60-х гг. 19 в., являвшееся разновидностью славянофильства.. ..

Почвенничество

Русское литературно-общественное направление 1860-х, тесно связанное с деятельностью Ф.М. Достоевского, критика и поэта А.А. Григорьева, философа и публициста Н.Н. Страхова и других писателей, группировавшихся вокруг журналов братьев Достоевских "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65). Слово "почвенничество" создалось на основе патриотической публицистики Ф.М. Достоевского с характерными для нее выражениями. "мы оторвались от своей почвы" и т.п. С призывом вернуться к народным основам, традициям и..

Почвенничество

Рус. Лит.-общественное направление 60-х гг. 19 в., тесно связанное с деятельностью P. M. Достоевского, критика и поэта А. А. Григорьева, философа и публициста Н. Н. Страхова и др. Писателей, группировавшихся вокруг журн. Братьев Достоевских "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65). Слово "П." создалось на основе публицистики Достоевского с характерйыми для нее выражениями "мы оторвались от своей почвы", "нам следует искать своей почвы" и т.п., с призывами вернуться к народным, нац. Началам. Генетич..

Почвенничество

- литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., участники которого (А.Григорьев, братья М. И Ф.Достоевские, Н.Страхов) были объединены сложной совокупностью общих исходных принципов, взглядов на социальное устройство общества, политику, искусство. Базовые принципы П. Были сформулированы на страницах журналов "Время" (1861 -1863) и " Эпоха" (1864-1865). Основополагающей для почвенников была идея "национальной почвы" как основы и формы социального и духовного развития Росс..

Потенция

(лат. Potentia – сила) возможность, внутренне присущая сила, способность к действию. Относительно учения об акте и потенции см. Неотомизм. Потенциальный – возможный, способный к действию. То, что соответствует возможности. Противоположность – актуальный. Потенциальная энергия (энергия покоя) – покоящаяся, не действующая энергия.. ..

Потусторонность

В христ. Вере «иной», сверхъестественный, духовный, божественный мир наряду (над или за) с посюсторонним, естественным, чувственным миром. «вечность», пребывающая за изменчивой «временностью». Потусторонность является местом, где человек живет после смерти (см. Бессмертие), там открываются неисповедимые божественные пути, и все бессмыслицы земного существования раскрываются как составные части плана, существующего от вечности к вечности и имеющего целью спасение человечества.. ..

Поэтическое Мышление

— понятие, содержание которого фиксируется способ (стиль, тип) мышления, основанный на презумпции принципиальной недосказанности (неполноты) и метафоричности. В содержательном плане П.М. Предполагает радикальный отказ от жесткого рационализма, не только допускающий, но и предполагающий внерациональные (интуи- тивные, образные и т.п.) мыслительные процедуры. В плане формальном — опору на такое построение вербальной объективации мысли, которая предполагала бы наличие своего рода свободного простра..

Прабхакара

(санскр. Prabhakara) - основатель одной из двух школ мимансы (школа прабхакаров), живший в 7 в. И бывший, согласно инд. Традиции, старшим современником Кумарила Бхатты, который называл его "гуру", но почти по всем вопросам разошелся с ним, став основателем альтернативной школы. О П. Мало что известно, кроме того, что он был уроженцем Кералы (Юж. Индия) и написал два комментария к "Мимансасутра-бхашье" Шабарасвамина. Детальный (составленный, однако, в "лапидарном" стиле) "Бри-хати" ("Великое исто..

Дополнительный поиск Почвенничество Почвенничество

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Почвенничество" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Почвенничество, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа