Железнодорожный путь

113

(a. Railway track. Н. Eisenbahnweg. Ф. Voie ferree, chemin de fer. И. Ferrocarril, via ferrea) - комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй для движения железнодорожного подвижного состава. Используется для перевозки разл. Грузов как в пределах терр. Горн. Предприятий, так и вне её. Особую роль Ж. П. Играют в качестве трансп. Коммуникации на карьерах, где предназначаются для перевозки п. И. И вскрышных пород от экскаваторных забоев до пунктов разгрузки, а также хоз. И вспомогат. Грузов. По условиям эксплуатации, расположению и конструкции Ж. П. Делятся на стационарные (постоянные) и передвижные (временные). Стационарные пути укладывают на длит. Срок (иногда на весь срок службы карьера). К ним относятся траншейные, поверхностные, станционные и вспомогат.

Ж. П. Временные пути периодически перемещают на новую трассу в связи с подвиганием или развитием фронта горн. Работ. Соответственно этому передвижные Ж. П. Подразделяются на забойные (на добычных и вскрышных уступах), отвальные, скользящих съездов и соединительные внутрикарьерные. С учётом различия конструкции скорость движения по стационарным путям ограничивается 40-50 км/ч, по передвижным- 20-25 км/ч.Линия, определяющая положение оси Ж. П. В пространстве, наз. Трассой, проекция её на горизонтальную плоскость - планом пути, а проекция развёрнутой трассы на вертикальную плоскость - продольным профилем. При необходимости преодолевать значит. Разность отметок в пределах карьера трасса Ж. П. Искусственно развивается, размещаясь на одном или обоих его бортах.

Отд. Отрезки трассы в этом случае соединяются тупиками или петлями. Наименьший радиус кривой в плане назначается в соответствии с типом подвижного состава. На стационарных Ж. П. Миним. Значение этого параметра 200 м, на передвижных - 80-100 м. Продольный профиль Ж. П. Проектируется в виде плавной линии, состоящей из горизонтальных участков (площадок), наклонных участков (уклонов) и вертикальных кривых, соединяющих площадки с уклонами. Величина уклона Ж. П. Измеряется в тысячных долях. Наибольший затяжной уклон, по к-рому устанавливается весовая норма поезда, наз. Руководящим уклоном. Согласно правилам техн. Эксплуатации величина его не превышает 45‰.Осн. Элементы Ж. П. - нижнее и верхнее строения. К нижнему относятся земляное полотно или искусств.

Сооружения (путепроводы, мосты, трубы, тоннели), к верхнему - рельсы, скрепления, шпалы и балласт. Земляное полотно сооружается в виде выемок, насыпей, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок. Характерной выемкой в карьерах является выездная траншея. Насыпи возводятся при отвалообразовании, полунасыпи и полувыемки - при нарезке уступов, проходке траншей или отсыпке отвалов на косогорах. Применяемый тип рельса определяется нагрузкой на ось подвижного состава, характеристикой пути, скоростью движения. Стандартная длина рельсов нормальной колеи 12,5 и 25 м. Для соединения их со шпалами используют промежуточные рельсовые скрепления (костыльные, шурупные, болтовые), для соединения рельсов между собой - стыковые скрепления в виде накладок, соединяемых болтами.

От нагрузок на оси подвижного состава, грузонапряжённости линий, скорости движения, типа рельсов зависит число шпал на 1 км пути. При нагрузках на ось 250 кН и свыше для прямолинейных участков оно равно 1840, для криволинейных участков - 2000. Материалом для шпал служат дерево, железобетон и металл. Для колеи 1520 мм длина деревянных шпал 2,75 м, для колеи 750 мм - 1,5 м. Для снижения расхода деревянных шпал в карьерах выполняют мероприятия по увеличению срока их службы. Пропитка, оковка торцов бандажами из полосового железа и др. Балласт, укладываемый на земляное полотно, обеспечивает распределение давления и смягчение ударов от подвижного состава. Материалом его служит щебень размером 20-70 мм, галька, гравий, крупнозернистый песок, хвосты обогащения, вскрышные породы.

Толщина балластного слоя 0,25-0,4 м на стационарных путях и 0,15-0,25 м - на передвижных, расход балласта соответственно 1500-2000 м3/км и 600-1000 м3/км.Выбор конструкции верх. Строения Ж. П. Основывается на расчёте пути на прочность и на технико-экономич. Оценке разл. Возможных вариантов конструкции. Работы по содержанию и ремонту стационарных Ж. П. Разделяются на текущее содержание, подъёмочный, средний и капитальный ремонты. Для передвижных Ж. П. Выполняют две группы работ. Текущее содержание и перемещение рельсошпальной решётки на новую трассу.Контроль за состоянием Ж. П. Заключается в регулярной проверке ширины колеи, положения рельсов по уровню, наличия дефектов в рельсах, плотности скреплений.В связи с увеличивающимися нагрузками на ось подвижного состава применяют более тяжёлые рельсы, увеличивают число шпал и толщину балластного слоя.

Для передвижных Ж. П. Ведутся поиски конструкции безбалластного пути.М. Г. Потапов..

Значения в других словарях
Железнодорожная цистерна

(a. Tank cars. Н. Eisenbahnkesselwagen. Ф. Wagons-citernes. И. Vagon-cisternas, vagones tanque) - ёмкость для перевозки жидких грузов (нефти, бензина, масел и др. Нефтепродуктов, сжиженных газов, кислот, едких и ядовитых жидкостей и др.) по жел. Дороге. Различают Ж. Ц. Специальные (транспортируют один вид груза) и специализированные (транспортируют разные виды грузов, цистерна перед сменой груза каждый раз зачищается). Ж. Ц. - спец. Ж.-д. Вагон, состоящий из горизонтального котла с эллиптич. Дни..

Железнодорожный карьерный транспорт

(a. Quarry haulage track. Н. Eisenbahnforderung, Tagebautransport im Zugbetrieb. Ф. Transport ferroviaire а ciel ouvert, transport ferroviaire de carriere. И. Transporte ferroviaro de cantera) - технол. Процесс перемещения горн. Массы на открытых разработках рельсовым транспортом. В широком смысле - комплекс, объединяющий основное (подвижной состав) и вспомогат. Оборудование, ж.-д. Путь, техн. Средства управления произ-вом работ, а также средства техн. Обслуживания и ремонта оборудования.Осн. До..

Железнодорожный тоннель

(a. Railroad tunnel. Н. Eisenbahntunnel, Eisenbahnunterfuhrung. Ф. Tunnel ferroviaire. И. Tunel de ferrocarril) - капитальная подземная горн. Выработка для движения ж.-д. Транспорта. Сооружается в горах (горный Ж. Т.), под водой (подводный Ж. Т.), в черте городской застройки (глубокие ж.-д. Вводы - городской Ж. Т.). Первые Ж. Т. Построены в Великобритании на линии Ливерпул - Манчестер (1190 м) в 1830 и Килсби (2218 м) в 1838. В эти же годы строились Ж. Т. Во Франции, Бельгии и Германии, а поздне..

Железные руды

(a. Iron ores. Н. Eisenerze. Ф. Minerais de fer. И. Minerales de hierro) - природные минеральные образования, содержащие железо в таком количестве и соединениях, из к-рых пром. Извлечение металла экономически целесообразно. Ж. P. Разнообразны по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, условиям образования и пром. Свойствам. Гл. Рудные минералы. Оксиды железа - Магнетит, Гематит, Мартит, гидрооксиды - Гётит и гидрогётит, карбонаты - Сидерит и сидероплезит, силикаты -..

Дополнительный поиск Железнодорожный путь Железнодорожный путь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Железнодорожный путь" в словаре Горная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Железнодорожный путь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 20 символа