Железнодорожный путь
(a. Railway track. Н. Eisenbahnweg. Ф. Voie ferree, chemin de fer. И. Ferrocarril, via ferrea) - комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй для движения железнодорожного подвижного состава. Используется для перевозки разл. Грузов как в пределах терр. Горн. Предприятий, так и вне её. Особую роль Ж. П. Играют в качестве трансп. Коммуникации на карьерах, где предназначаются для перевозки п. И. И вскрышных пород от экскаваторных забоев до пунктов разгрузки, а также хоз. И вспомогат. Грузов. По условиям эксплуатации, расположению и конструкции Ж. П. Делятся на стационарные (постоянные) и передвижные (временные). Стационарные пути укладывают на длит. Срок (иногда на весь срок службы карьера). К ним относятся траншейные, поверхностные, станционные и вспомогат.
Ж. П. Временные пути периодически перемещают на новую трассу в связи с подвиганием или развитием фронта горн. Работ. Соответственно этому передвижные Ж. П. Подразделяются на забойные (на добычных и вскрышных уступах), отвальные, скользящих съездов и соединительные внутрикарьерные. С учётом различия конструкции скорость движения по стационарным путям ограничивается 40-50 км/ч, по передвижным- 20-25 км/ч.Линия, определяющая положение оси Ж. П. В пространстве, наз. Трассой, проекция её на горизонтальную плоскость - планом пути, а проекция развёрнутой трассы на вертикальную плоскость - продольным профилем. При необходимости преодолевать значит. Разность отметок в пределах карьера трасса Ж. П. Искусственно развивается, размещаясь на одном или обоих его бортах.
Отд. Отрезки трассы в этом случае соединяются тупиками или петлями. Наименьший радиус кривой в плане назначается в соответствии с типом подвижного состава. На стационарных Ж. П. Миним. Значение этого параметра 200 м, на передвижных - 80-100 м. Продольный профиль Ж. П. Проектируется в виде плавной линии, состоящей из горизонтальных участков (площадок), наклонных участков (уклонов) и вертикальных кривых, соединяющих площадки с уклонами. Величина уклона Ж. П. Измеряется в тысячных долях. Наибольший затяжной уклон, по к-рому устанавливается весовая норма поезда, наз. Руководящим уклоном. Согласно правилам техн. Эксплуатации величина его не превышает 45‰.Осн. Элементы Ж. П. - нижнее и верхнее строения. К нижнему относятся земляное полотно или искусств.
Сооружения (путепроводы, мосты, трубы, тоннели), к верхнему - рельсы, скрепления, шпалы и балласт. Земляное полотно сооружается в виде выемок, насыпей, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок. Характерной выемкой в карьерах является выездная траншея. Насыпи возводятся при отвалообразовании, полунасыпи и полувыемки - при нарезке уступов, проходке траншей или отсыпке отвалов на косогорах. Применяемый тип рельса определяется нагрузкой на ось подвижного состава, характеристикой пути, скоростью движения. Стандартная длина рельсов нормальной колеи 12,5 и 25 м. Для соединения их со шпалами используют промежуточные рельсовые скрепления (костыльные, шурупные, болтовые), для соединения рельсов между собой - стыковые скрепления в виде накладок, соединяемых болтами.
От нагрузок на оси подвижного состава, грузонапряжённости линий, скорости движения, типа рельсов зависит число шпал на 1 км пути. При нагрузках на ось 250 кН и свыше для прямолинейных участков оно равно 1840, для криволинейных участков - 2000. Материалом для шпал служат дерево, железобетон и металл. Для колеи 1520 мм длина деревянных шпал 2,75 м, для колеи 750 мм - 1,5 м. Для снижения расхода деревянных шпал в карьерах выполняют мероприятия по увеличению срока их службы. Пропитка, оковка торцов бандажами из полосового железа и др. Балласт, укладываемый на земляное полотно, обеспечивает распределение давления и смягчение ударов от подвижного состава. Материалом его служит щебень размером 20-70 мм, галька, гравий, крупнозернистый песок, хвосты обогащения, вскрышные породы.
Толщина балластного слоя 0,25-0,4 м на стационарных путях и 0,15-0,25 м - на передвижных, расход балласта соответственно 1500-2000 м3/км и 600-1000 м3/км.Выбор конструкции верх. Строения Ж. П. Основывается на расчёте пути на прочность и на технико-экономич. Оценке разл. Возможных вариантов конструкции. Работы по содержанию и ремонту стационарных Ж. П. Разделяются на текущее содержание, подъёмочный, средний и капитальный ремонты. Для передвижных Ж. П. Выполняют две группы работ. Текущее содержание и перемещение рельсошпальной решётки на новую трассу.Контроль за состоянием Ж. П. Заключается в регулярной проверке ширины колеи, положения рельсов по уровню, наличия дефектов в рельсах, плотности скреплений.В связи с увеличивающимися нагрузками на ось подвижного состава применяют более тяжёлые рельсы, увеличивают число шпал и толщину балластного слоя.
Для передвижных Ж. П. Ведутся поиски конструкции безбалластного пути.М. Г. Потапов..
Дополнительный поиск Железнодорожный путь
На нашем сайте Вы найдете значение "Железнодорожный путь" в словаре Горная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Железнодорожный путь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 20 символа