Фрикционные Материалы
, обладают высоким и стабильным коэф. Трения и высокой износостойкостью. Применяются для изготовления тормозных узлов, муфт сцепления и др. Устройств, в к-рых используется сила трения. Ф. М. Сохраняют высокий коэф. Трения (0,2-0,6) и миним. Уровень износа (линейная интенсивность изнашивания I= h/L= 10-7, где h - толщина истертого слоя, L- путь трения) в условиях большого диапазона скоростей скольжения, нагрузок и т-р. Характеризуются также высокой мех. Прочностью, низкой склонностью к схватыванию, задиру и заеданию, хорошей и быстрой прирабатываемостью, высоким сопротивлением тепловой усталости и устойчивостью против теплового удара, возникающего в результате интенсивного выделения тепла при трении. Различают Ф.
М. Для весьма легких (т-ра на пов-сти трения ниже 100 0C и т-ра в объеме тела не выше 50 0C), легких (соотв. 250 и 150 0 С), средних (600 и 350 0C), тяжелых (1000 и 600 0C) и сверхтяжелых (более 1000 и более 600 0C) условий эксплуатации (рис.). Работают в условиях сухого трения и в присут. Смазочных жидкостей. К металлическим Ф. М. Относят чугуны и стали разл. Марок. Их используют гл. Обр. В незаменяемых или редко заменяемых элементах тормозных и фрикц. Устройств в качестве т. Наз. Контртел (силовые диски, барабаны, шайбы и т. П.), срок службы к-рых соизмерим со сроком службы всего тормозного механизма. При легких условиях эксплуатации металлич. Ф. М. Применяют также в качестве ответных деталей (тел). Наиб. Распространены такие сочетания материалов, как сталь - сталь, чугун - сталь, бронза - сталь.
Осн. Недостатки этих Ф. М.- нестабильность коэф. Трения при резком изменении т-ры, склонность к схватыванию трущихся пов-стей. Они постепенно заменяются неметаллич. Ф. М. Неметаллические Ф. М. Изготовляют гл. Обр. С использованием базальтовых, углеродных, кевларовых, реже асбестовых и др. Высокомодульных волокон. Связующее -каучуки, смолы и их сочетания. Наполнители - кремнезем, сурик, барит, медная, латунная, бронзовая проволока или стружка, MoS2 и др. Из-за применения полимерного связующего такие Ф. М. Часто наз. Полимерными. Один из лучших материалов этой группы - ретинакс, получаемый горячим прессованием в виде брикетов из асбеста, молотого барита, латуни и феноло-формальдегидной смолы. Работает при т-ре на пов-сти трения выше 600 0C.
Спеченные порошковые Ф. М. Получают, как правило, на медной или железной основе. В качестве наполнителей и добавок используют материалы, обеспечивающие стабильность коэф. Трения (карбиды и оксиды металлов), отсутствие схватывания (графит, асбест, MoS2, CuS, ZnS), повышение сопротивления скольжению (Al2O3, SiO2, ВС, SiC, муллит и др.), улучшение теплового режима (цветные металлы и сплавы Sn, Pb, Zn, Al). Повышение прочности соединения наполнителей и добавок с металлом-основой достигается непосредственно в процессе спекания. Наиб. Тепло- и износостойкими Ф. М. Для тяжелых и сверхтяжелых условий являются композиционные Ф. М. На основе термостойких смол с применением графита и разл. Волокон, гл. Обр. Углеродных (см. Композиционные материалы).
Отличит. Особенность таких Ф. М.- способность работать в паре как с металлич. Контртелами, так и в одноименном сочетании, напр. Многодисковые авиационные тормоза изготовляют из одноименной углеродной пары трения, известной в России под назв. "термар". Лит. Федорченко И. М., КрячекВ. М., Панаиоти И. И., Современные фрикционные материалы, К., 1975. Полимеры в узлах трения машин и приборов. Справочник, под ред. А. В. Чичинадзе, M., 1988. Справочник по триботехнике, под ред. M. Хебды, А. В. Чичинадзе, т. 3, M., 1992. А. В. Чичинадзе.
Дополнительный поиск Фрикционные Материалы
На нашем сайте Вы найдете значение "Фрикционные Материалы" в словаре Химическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фрикционные Материалы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 21 символа