Мемориальные сооружения
(от лат. Memorialis - памятный), произведения изобразительного искусства и архитектуры. Создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий. Памятник, монумент, пирамида, гробница, надгробие, мавзолей, арка триумфальная, колонна, обелиск. В современной практике - архитектурно-скульптурные комплексы (иногда в сочетании с другими видами искусства) или произведения архитектуры (мавзолеи, мемориальные музеи), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение мемориального сооружения нового времени большое воздействие оказала идея "светского храма", получившая особое развитие в эпоху Просвещения с характерным для неё культом гения. В искусстве XVIII - первой половины XIX вв.
На место традиционной портретной статуи выдвигается архитектурный монумент, связанный с естественным природным окружением или пейзажным парком. Возникают мемориальные сооружения, в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 (1815, архитектор А. Л. Витберг)). В последней четверти XIX в. В облике мемориальных сооружений превалируют эклектизм и псевдостили, мемориальные сооружения приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф.
Мецнер). Мемориальные сооружения 1920-30-х гг. Связаны с традициями стиля "модерн" и национально-романтических течений. Они посвящены в основном жертвам Первой мировой войны 1914-18 (ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-36, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др.). Мемориальные здания и музеи носят неоклассицистический характер (мемориал А. Линкольна в Вашингтоне, 1914-22, архитектор Г. Бэкон и др.). После Второй мировой войны 1939-45 строительство мемориальных сооружений принимает характер общегосударственного дела. Мемориальные сооружения посвящены павшим воинам и жертвам фашизма и представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративного искусства с надписями и иногда световыми и звуковыми образами (кладбище близ Флоренции, 1959, архитекторы Ф.
Мак-Ким, У. Мид, С. Уайт, скульптор Э. Во и др. Мемориальные сооружения на месте фашистских концлагерей в ГДР, парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, на острове Сите, 1961, архитектор Ж. А. Пенгюссон). В СССР мемориальные сооружения играют важную роль в патриотическом воспитании советских людей, в образной, эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов СССР (Марсово поле в Ленинграде, Мавзолей В. И. Ленина в Москве), увековечивают память воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных, монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически обобщённых элементов, так называемых монументальных знаков. Среди наиболее значительных советских мемориальных сооружений - мемориалы воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49, скульптор Е.
В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский), на Пискарёвском кладбище в Ленинграде (1960), на территории Брестской крепости (1971), жертвам фашистского террора в Пирчюписе (1960) и Саласпилсе (1961-67), в Хатыни (1968-69), на Мамаевом кургане в Волгограде, а также Ленинский мемориал в Ульяновске и др.Литература. Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).
Дополнительный поиск Мемориальные сооружения
На нашем сайте Вы найдете значение "Мемориальные сооружения" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мемориальные сооружения, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 23 символа