Мемориальные сооружения

100

        (от лат. Memorialis - памятный), произведения изобразительного искусства и архитектуры. Создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий. Памятник, монумент, пирамида, гробница, надгробие, мавзолей, арка триумфальная, колонна, обелиск. В современной практике - архитектурно-скульптурные комплексы (иногда в сочетании с другими видами искусства) или произведения архитектуры (мавзолеи, мемориальные музеи), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение мемориального сооружения нового времени большое воздействие оказала идея "светского храма", получившая особое развитие в эпоху Просвещения с характерным для неё культом гения. В искусстве XVIII - первой половины XIX вв.

На место традиционной портретной статуи выдвигается архитектурный монумент, связанный с естественным природным окружением или пейзажным парком. Возникают мемориальные сооружения, в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 (1815, архитектор А. Л. Витберг)). В последней четверти XIX в. В облике мемориальных сооружений превалируют эклектизм и псевдостили, мемориальные сооружения приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф.

Мецнер). Мемориальные сооружения 1920-30-х гг. Связаны с традициями стиля "модерн" и национально-романтических течений. Они посвящены в основном жертвам Первой мировой войны 1914-18 (ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-36, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др.). Мемориальные здания и музеи носят неоклассицистический характер (мемориал А. Линкольна в Вашингтоне, 1914-22, архитектор Г. Бэкон и др.).        После Второй мировой войны 1939-45 строительство мемориальных сооружений принимает характер общегосударственного дела. Мемориальные сооружения посвящены павшим воинам и жертвам фашизма и представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративного искусства с надписями и иногда световыми и звуковыми образами (кладбище близ Флоренции, 1959, архитекторы Ф.

Мак-Ким, У. Мид, С. Уайт, скульптор Э. Во и др. Мемориальные сооружения на месте фашистских концлагерей в ГДР, парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, на острове Сите, 1961, архитектор Ж. А. Пенгюссон).        В СССР мемориальные сооружения играют важную роль в патриотическом воспитании советских людей, в образной, эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов СССР (Марсово поле в Ленинграде, Мавзолей В. И. Ленина в Москве), увековечивают память воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных, монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически обобщённых элементов, так называемых монументальных знаков.        Среди наиболее значительных советских мемориальных сооружений - мемориалы воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49, скульптор Е.

В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский), на Пискарёвском кладбище в Ленинграде (1960), на территории Брестской крепости (1971), жертвам фашистского террора в Пирчюписе (1960) и Саласпилсе (1961-67), в Хатыни (1968-69), на Мамаевом кургане в Волгограде, а также Ленинский мемориал в Ульяновске и др.Литература. Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Мемлинг

(memling) Ханс (ок. 1440, Зелигенштадт, Гессен – 1494, Брюгге), нидерландский живописец эпохи Возрождения. Возможно, учился у Р. Ван дер Вейдена, влияние которого ощутимо в ранних работах Мемлинга (триптих «Распятие», 1467—70). Однако уже в панно «Страсти Христовы» (ок. 1470), вероятно созданном для флорентийского купца Томмазо Портинари, проявляются неповторимые особенности манеры художника. Вкус к деталям, редкостный дар увлекательного рассказа и неистощимое богатство воображения. Разновремен..

Мемлинг Ханс

        (Memling) (около 1440 - 1494), нидерландский живописец эпохи Раннего Возрождения. Учился, возможно, у Рогира ван дер Вейдена. Работал в Брюгге с 1465. Сочетал в своём творчестве ренессансные и позднеготические черты. Писал религиозные сцены на фоне интерьеров и пейзажей, уделяя основное внимание изображениям первого плана (нередко полуфигурным). В произведениях Мемлинга (триптих "Богоматерь со святыми", 1468, Национальная галерея, Лондон. Роспись раки св. Урсулы, 1489, Музей X. Мемлинга,..

Мемфис

        (греч. Mйmphis, др.-егип. Меннефер), город в Древнем Египте (к юго-западу от современного Каира). Основан в начале 3-го тысячелетия до н. Э. На границе Верхнего и Нижнего Египта. Столица Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. До н. Э.). Разрушен в 640. Остатки храма бога Пта (3-е тысячелетие до н. Э.), сфинкс эпохи Нового царства, два колосса Рамсеса II (1317-1251), Серапеум (эллинистический храм бога Сераписа). Некрополи Мемфиса с пирамидами и гробницами - близ современных Гизы, Саккары, Аб..

Менгир

        (бретонск. Menhir, от men - камень и hir - длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю (высотой 4-5 м, до 20 м). Менгиры иногда составляют длинные аллеи (Карнак в Бретани, Франция) или расположены по кольцу (кромлех). По-видимому, менгиры имели культовое значение.. ..

Дополнительный поиск Мемориальные сооружения Мемориальные сооружения

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мемориальные сооружения" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мемориальные сооружения, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 23 символа