Пьетро да Кортона

143

        (итал. Pietro da Cortona) (наст. Имя Пьетро Берреттини, Berrettini) (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо — 16 мая 1669, Рим) — итальянский живописец и архитектор.        Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением. Будучи уроженцем Тосканы, он начинал свою деятельность там, но уже с 1612 г. Начал работать в Риме.        Его талант был замечен папой Урбаном VIII Барберини, ставшим его покровителем. В свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание Карраччи, он привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нарядную праздничность.        В ряду лучших произведений художника картина — «Мадонна со святыми» (1626—1628, Кортона, Музей этрусской истории), в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа.

В залитом солнцем пространстве словно ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к сложной символике указывает и богатое аллегорическое содержание. Картина была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода.        Полотно на мифологический сюжет «Похищение сабинянок» (1627—1629, Капитолийские музеи, Рим) было написано по заказу другого покровителя художника — римского мецената Саккетти. Классицистически чётко продуманная композиция сочетается в нём с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Джованни Лоренцо Бернини, с которым художник сотрудничал и талант которого высоко ценил.        Не менее эффектно полотно «Нахождение Ромула и Рема» (1643, Лувр), полное динамики света и цвета.

Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились просвещённой аристократией, искавшей подтверждения древности своего происхождения. Реминисценции чувственной красоты античного искусства всегда играли большую роль в творчестве художника («Жертвоприношение Диане», Национальная галерея старого искусства, Рим).        Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска «Триумф Божественного провидения» (1633—1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Джованни Бернини.        После росписи Галереи Палаццо Фарнезе, исполненной Карраччи, Пьетро да Кортона стал создателем иного типа монументальной барочной росписи со словно прорывающим все преграды, устремлённым ввысь небесным пространством, врывающимися в зал облаками, парящими в опоре на них фигурами героев мифов, Священного писания, аллегорических персонажей.

Все они словно плывут по небу в окружении рассеянного золотящегося от солнца света. Религиозный сюжет сочетается в них с идеей прославления папы Барберини как главы католической церкви и учёного, а также его славного рода. Поэтому в роспись введены элементы геральдической символики в виде изображения пчёл с расправленными крыльями. За эту грандиозную работу Пьетро да Кортона был удостоен звания князя римской Академии Сан Лука, почётного звания, утвердившего его в положении первого художника Рима. В эти годы он имел уже большую престижную мастерскую в Риме и в поздних картинах поручал доработку собственного замысла своим ученикам. Значительной работой художника стали и росписи анфилады парадных залов Палаццо Питти во Флоренции (1640-е), росписи Палаццо Памфили и церкви Кьеза Нуова в Риме.        В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью.

В своих наиболее значительных постройках в Риме. Вилле Саккетти (1625—1630), церквях Святых Луки и Мартины (1634—1650), Санта-Мария-ин-Виа-Лата (1658—1662), Санта-Мария-делла-Паче (1656) — он проявил себя как выдающийся зодчий барокко. Поклонник идей Браманте и Палладио, он творчески перерабатывал их наследие. Одним из примеров его большого дарования является, например, ансамбль площади с церковью Санта-Мария-делла-Паче, в котором наглядно воплощены градостроительные принципы римского барокко, органичное пластическое мышление талантливого мастера этой эпохи.        После смерти Гвидо Рени в 1642 г. Пьетро да Кортона перебрался в Болонью, где стал главой местной живописной школы. В самых поздних работах его ранее пышный театрализованный живописный стиль всё больше приобретал в период 1642-66 гг.

Черты продуманного аскетизма..

Значения в других словарях
Пьеро делла Франческа

        (Piero della Francesca) (около 1420 - 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. Испытал влияние Мазаччо, Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо, Урбино и Сан-Сеполькро. Уже в произведениях 50-х гг. ("Крещение Христа", 1450-55, Национальная галерея, Лондон. "Мадонна делла Мизерикордия", около 1450-62, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро. "Бичевание Христа", около 1455-60) пр..

Пьеро ди Козимо

        (Piero di Cosimo. Собственно Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo) (1462-1521), итальянский живописец эпохи Возрождения. Представитель флорентийской школы. Испытал влияние Филиппико Липпи, Леонардо да Винчи, Хуго ван дер Гуса. Тонкое ощущение поэтической красоты мира сочетается в произведениях Пьеро ди Козимо с элементами сказочности и утончённой стилизации ("Смерть Прокриды", Национальная галерея, Лондон). Пристальное внимание к натуре и вместе с тем некоторая манерность образов свойствен..

Пьяцетта Джованни Баттиста

        (Piazzetta) (1682-1754), итальянский живописец и гравёр эпохи позднего барокко. Представитель венецианской школы. Учился в Венеции и у Дж. М. Креспи в Болонье (около 1703-11). Автор фресок (плафон капеллы Сан-Доменико церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции, 1727), алтарных образов, монументальных жанровых композиций ("Юный знаменосец", около 1743, Картинная галерея, Дрезден) и станковых рисунков. В творчестве Пьяцетты черты барокко и рококо сочетаются с яркими реалистическими тенденциям..

Пьячентини Марчелло

        (Piacentini) (1881-1960), итальянский архитектор. Представитель неоклассицизма. Учился в АХ и на инженерном факультете университета в Риме. В 30-х гг. Лидер официального направления в архитектуре фашистской Италии. Использовал лапидарные, абстрагированные и порой подавляющие человека формы, схематизировал приёмы классической архитектуры, вводил в композиции жёсткие ритмы аркад, многоярусных башен (университетский городок, 1930-35, и комплекс Всемирной выставки (район ЭУР), строительство ..

Дополнительный поиск Пьетро да Кортона Пьетро да Кортона

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пьетро да Кортона" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пьетро да Кортона, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 17 символа