Дуализм
(лат. Dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал. Духовной и материальной субстанций (онтологический Д. Декарт, Мальбранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин 'Д.'), объекта и субъекта (гносеологический Д. Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д. Спиноза, Лейбниц, окказионализм, В.Вундт, представители психофизиологического параллелизма), а также добра и зла (этический Д.), природного мира и свободы, факта и ценности (неокантианство), темных и светлых начал бытия (доконцептуальные мифологические и раннеконцептуальные космологические модели. Орфизм, зороастризм, манихейство, гностицизм и др.).
Семантические альтернативы в рамках историко-философской традиции - монизм и плюрализм. 2) культурный феномен, выражающий фундаментальную интенцию европейской - и в целом западной - интерпретационной традиции, генетически восходящую к философии Платона, в чьей концепции присутствующие в любой ранней культуре элементы мифолого-космологического Д. Обретают форму концептуальной доктрины и получают аксиологическое наполнение. Мир идей как сфера совершенства Абсолюта, с одной стороны, и мир сотворенных подобий в их несовершенстве - с другой. Соединяющая оба мира 'лестница любви и красоты' (Платон) радикально разрушается в христианстве, задающем предельную остроту Д. Дольнего и горнего миров, апплицировав ее практически на все сферы человеческого бытия через Д.
Греха и добродетели и парадигму двойственности значения (Д. Сакрального и земного) любого феномена, обусловившую напряженный семиотизм европейской культуры (начиная с медиевальной). Д. Понимается в западной традиции как параллелизм, принципиальная и фундаментальная несоизмеримость альтернативных начал (см. У Спинозы, например. 'ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому'), в то время как применительно к восточным воззрениям термин 'Д.' означает принципиально иную форму со-бытия, подразумевающую взаимодействие и взаимопроникновение (ср. 'Д.' ян и инь в древнекитайской культуре и Д. Мужского и женского начал в культуре Европы - см.
Секс). Типовая аналитическая ситуация раздвоения единого (выявление внутреннего противоречия в познаваемом объекте) протекает в западной культуре с очевидным вектором на онтологизацию противоречивости (см. Статус диалектики в европейской культуре, логико-риторическую приоритетность диалога в сравнении с монологом в европейских философии, театральном искусстве и литературе), в отличие от восточных культур, мыслящих противоположности в рамках универсального синкретизма. В качестве культурного феномена Д. Проявляется в ориентации европейского менталитета на усмотрение базовой противоречивости как отдельных феноменов, так и бытия в целом. Спецификой именно европейской культурной традиции является возможность зафиксировать в ее контексте дуальную альтернативу практически для любого культурного феномена (само оформление концептуального монизма в европейской культуре конституирует новую дуальную оппозицию монизм - Д.
В рамках историко-философской традиции), что создает мощный стимул для развития критицизма и вариабельности мышления, чуждого догматизму (см. Двусторонний диспут как форму развития философского мышления, характерную - в различных модификациях - для многих сфер европейской культуры и в чистом своем виде реализовавшуюся в схоластике). Вместе с тем означенная тенденция находит свое проявление и в специфичном для Европы феномене 'разорванного сознания', аксиологический статус которого в контексте западной традиции оказывается весьма далеким от патологии (ср. С традиционными культурами и культурами Юго-Восточной Азии и Индии, где целостность сознания выступает не столько искомым состоянием, сколько нормой) и приближается к ценности (см.
Гегелевское 'заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознанием'). Монистичность духовного мира индивида конституируется в западной традиции в качестве идеала, восхождение к которому мыслится в качестве ассимптотического процесса. В этом контексте жесткий Д. Декарта, задавший по-гейзенберговски остро принцип неопределенности для описания соотношения духовного (мыслящего) и телесного (вещественного) начал, может быть интерпретирован как одна из непревзойденных с точки зрения логической и моральной последовательности и интеллектуального мужества попыток смоделировать способ бытия в условиях разорванности сознания европейской культуры в целом. Европейская культура фундирована дуальными оппозициями, принципиально неизвестными иным культурным традициям (Д.
Любви земной и небесной как Д. Плотского греха и духовного возрождения, например, - см. Любовь). Отсюда напряженный поиск европейской культурой парадигмы гармонии и осмысление последней в качестве результата специальной процедуры гармонизации, т.е. Вторичного по отношению к исходному состояния. Гармония как скоба, соединяющая две разнородные детали конструкции в естественном древнегреческом языке. Космизация как последовательное оформление и снятие дуальных пар противоположностей в античной философии. Артикуляция предустановленной гармонии в качестве цели (см. Телеология). Переосмысление идеи Апокалипсиса как перспективного завершения креационного процесса (обожение природы в моделях космизма). Нравственная парадигма перфекционизма в протестантской этике.
Фундирование возможности и способов бытия в условиях дисгармоничного мира и разорванного сознания в модернизме и т.д. Фундаментальный Д. Западной традиции связан с генетическим восхождением культуры христианской Европы к двум равно значимым духовным истокам. Рациональному интеллектуализму античной и сакрально-мистическому иррационализму ближневосточной традиций, что позволяет говорить об амбивалентности ее глубинных мировоззренческих оснований (ср. С 'женщиной с двумя пупками' у Н. Хоакина)..
Дополнительный поиск Дуализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Дуализм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дуализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа