Bah фу

332

Ван Цзесинь76 ( - 85), Линьцзин (совр. Уезд Чжэньюань пров. Ганьсу),- 157( -167)Философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), политич. Мыслитель. Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался лит. Творчеством, в к-ром выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его гл. Соч., написанного в середине или в конце жизни, "Суждения сокровенного человека" ("Цянь фу лунь"). Состоит из 36 глав, последняя из к-рых резюмирует предыдущие (древнейшее изд. - 1305). Состоял в дружеских отношениях с выдающимися мыслителями и учеными своего времени Чжан Хзном и Ма Жуном.Следуя материал истин, и рационалистич. Взглядам Ван Чуна (1 в.), В.Ф. Считал истоком всего сущего "изнач.

Пневму" (юань ци (1)), к-рая сначала находилась в состоянии "Великой первозданности" (тай чу), представлявшем собой лишенное "форм" (син (2)) хаотич. Единство "тьмы семенных эссенций (цзин (3))", а затем благодаря самотрансформации дифференцировалась и образовала мироздание с человеком в центре. "Дао - корень пневмы (ци (1)), пневма - миссия (ши (7)) дао". Дао человека состоит в "деянии" (вэй (1)), посредством к-рого он связывается с силами инь ян и воздействует на Небо (тлнь) и Землю (ди (2)), "регулируя" (ли (I)) и реализуя идущие от них импульсы. Человеку не присущи врожденные знания и способности, он обретает их в учении, делающем его носителем "добродетели" (дэ ( 1 ) ) и "должной справедливости" (и (1)).

Именно эти качества, а не законы (фа (1)) и правовые нормы, по В.Ф., прежде всего необходимы для достижения об-вом идеального состояния "Великого равновесия" (Тай пин). Подверг острой критике пороки совр. Ему об-ва, ответственность за к-рые возлагал на своекорыстных льстецов, вкравшихся в доверие к государю. Гл. Задачей государя должно быть возвышение "достойных" (сянь (2)), под управлением к-рых народ, составляющий основу гос-ва, сможет самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности.*В.Ф Цянь фу лунь. Коммент. Ван Цзипэй (1814) // ЧЦЦЧ. Т. 8. Пекин, 1956. Цянь фу лунь. Вступ. Ст. И пер. П.М. Устина, Лин Лин // Древне-кит. Философия. Эпоха Хань. М., 1990;**Юй Бо-вэнь. В.Ф. Дэ чжэсюэ сысян (Филос. Мысль В.Ф.) // Ганьсу шифань дасюз сюэбао.

1964. №1. Цянь фу лунь тунцзянь (Указатель к "Суждениям сокровенного человека"). Тайбэй, 1968. Лю Шусюнь. В.Ф. // Чжунго гудай чжумин чжзсюэцзя пинчжуань. Сюйбянь (Критич. Биографии знаменитых философов Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982. Shigezawa Toshio. The Significance of Contradictions as Seen in the Ideology of Wang Fu // Acta Asiatica. 1961. №2. P. 30 - 9..

Значения в других словарях
Bah говэй

Ван Цзинъань, Ван Гуаньтан.1877, уезд Хайнин пров. Чжэцзян,- 1927, Пекин.Историк, филолог (один из первых дешифровщиков древних гадательных надписей), лит. Критик, философ, поэт, первый историк кит. Театра.В нач. Века сотрудничал в изданиях реформаторов, критиковал утилитаризм в просвещении, выступал за введение в школах и ун-тах курса европ. Филос. Мысли. До антимонархич. Синьхайской революции 1911 - 12 находился под влиянием нем. Философии 18 - 19 вв. Предмет философии, по В.Г.,- поиски смысл..

Bah дао

См. Путь истинного царя. ..

Абсолют

ДАО "Путь" ("подход", "график", "функция", "метод", "закономерность", "принцип", "класс", "учение", "теория", "правда", "мораль", "абсолют").Одна из важнейших категорий кит. Философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в "движении/поведении" (сын (3)). Ближайшие коррелятивные категории - дэ (1) ("благодать") и ци (2) ("орудие"). В совр. Яз. Бином даодэ означает мораль, нравственность. Термином Д. Передавались буд. Понятия "марга" и "патха", выражающие идею пути, а также "бодхи" ("п..

Анархизм в китае

Идейное и общественно-политич. Течение, популярное в Китае первой пол. 20 в. Орг-ции кит. Сторонников анархизма появились за пределами страны в 1907. В Токио анархисты основали журн. "Тяньи бао" ("Естеств. Закон"), в Париже объединились вокруг газеты "Синь шицзи" ("Новый век"). Пропагандистами кит. Анархизма в Японии стали Лю Шипэй, Чжан Цзи, Хэ Чжэнь. Во Франции - Ли Шицзэн, У Чжихуэй. Анархисты ориентировались на зап. Антиавторитарные учения. Наибольшей популярностью пользовались теории П.-Ж. ..

Дополнительный поиск Bah фу Bah фу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Bah фу" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Bah фу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "B". Общая длина 6 символа