Ван цзи
Ван Жучжун, Ван Лунси.26.5.1498, Шаньинь окр. Шаосин пров. Чжэцзян -25.7.1583Неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из гл. Представителей "левого крыла" янминизма (см. Ван Янмина школа), сблизившегося с чань-буддизмом (см. Чань школа). В.Ц. Происходил из семьи чиновник и после получения в 1532 высшей ученой степени цзиньши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве. Однако в 1542 оставил службу и в последующие сорок с лишним лет, несмотря на неоднократные призывы, не возвращался к ней, занимаясь филос. Исследованиями и чтением лекций в различных частях страны. Бесплодие жены побудило его обратиться к изучению даос, сексуальной практики, осн. На учении о "пестовании жизни" (ян шэн).Основное теоретич.
Достижение В.Ц.- этико-гносеологич. Концепция "четырех отсутствий" (сы у), к-рая вместе с противоположной концепцией его близкого друга и сподвижника Цянь Дэхуна явилась реакцией на итоговые для Ван Янмина "четыре постулата", высказанные на мосту Небесного источника (1527). "Отсутствие добра и зла -такова сущность (ти (1)) сердца. Наличие добра и зла - таково движение помыслов (и (3)). Знание (чжи (2J) добра и зла - таково благосмыслие (лян чжи). Совершение добра и устранение зла - таково выверение вещей (гэ у)". Исходя из первого постулата и тезиса Ван Янмина. "Сердце, помысел, знание и вещь суть единое дело", В.Ц. Пришел к выводу, что идеальное нравственно-психологич. Состояние должно характеризоваться "отсутствием добра и зла" на всех четырех этико-гносеологич.
Уровнях, а не только на первом. Под "отсутствием добра и зла" подразумевалось наличие высшего блага, к-рое не нуждается в преднамеренном различении добра и зла, поскольку означает естеств. И спонтанное осуществление добра. Эта концепция строилась с помощью антитетич. Понятий, таких, как "сердце без сердца", "помыслы без помыслов", "знание без знания", "вещи без вещей", призванных запечатлеть априорную и трансцендентальную этико-гносеологич. Реальность. Знание, или "благосмыслие" (лян чжи), составляющее "сущность сердца", В.Ц., в отличие от обычного сознания (ши (4)), представлял не имеющим ни начала ни конца, не разделяющим субъект и объект, превосходящим жизнь и смерть, подобным поверхности зеркала, к-рая, сама по себе будучи пустой, делает возможным любое отражение, т.е.
Функционирование сознания. Восхождение от сознания к этому знанию доступно всем, т.к. В каждом человеке "благосмыслие совершенно" (лян чжи сянь чэн). Оно нуждается не в развитии, а в полном высвобождении, для чего необходима вера (синь (2)) в него и целенаправленное моральное усилие. Последнее требование отделяло В.Ц. От представителей "правого", квиетистского крыла янминизма (см. Ван Янмина школа). Результирующее "просветление" (у (4) - буддийско-даос. Термин. См. Саньмэй) бывает трех видов (по возрастанию значимости). Основанное на словесных наставлениях - "разъясняющее" (цзе), на медитации - "свидетельствующее" (чжэн (2)), на прямом экзистенциальном усмотрении - "проницающее" (чэ).Гносеологически всеобъемлющая и одновременно "пустотная", "благосмысленная" "первосущность сердца" в онтологич.
Плане отождествлялась с "отсутствием/небытием" (у (1)), порождающим "наличие/бытие" (ю, см. Ю - у) и составляющим с ним единство, что являлось неоконф. Переосмыслением положений "Дао дэ цзина". "Наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия" и "Наличие/бытие и отсутствие/небытие рождают (животворят) друг друга" (§40, 2). Творческий импульс этого диалектич. Единства у В.Ц. Выражало понятие "таинственной" ("сюань"- также термин "Дао дэ цзина", см. Сюань сюэ) "жизненной пружины" (шэн цзи). Впервые разработанное даосами в трактате "Чжуан-цзы" понятие "пружины" (цзи (1)) как механико-органич. Импульса, первотолчка, он использовал для определения "благосмыслия", создающего "совершенномудрие" (шэн (1)). В концепции "отсутствия/небытия" В.Ц.
Сказалось влияние Ян Цзяня (12- 13 вв.), в отличие от к-рого он, однако, трактовал "отсутствие/небытие" как активное и динамич. Начало, т.е. В нек-ром смысле "сверхбытие". Признание фундаментальной роли "отсутствия/небытия" и сопряженной с ним "пустоты/вместимости" (сюй), а также соответствующая проблематика и терминология сближали учение В.Ц. С буддизмом и даосизмом, что он открыто признавал, в части., прямо идентифицируя "доведение благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) с буд. Самоподготовкой к внутр. "просветлению".*Ван Лунси сяньшэн цюань цзи (Поли. Собр. (соч.) учителя В.Ц.). Тайбэй, 1970 (1-е изд.- 1822);**Сун Мин ли сюэ ши (История учения о принципе (эпох) Сун и Мин). Т. 2. Пекин, 1987. С. 272 - 83. Ямасита Рюдзи. О Рёкэй рок (О Ван Лунси) // Ниппон Тюгоку гаккайхо.
Т. 8. 1956. Tang Ckun-i. The Development of the Concept of Moral Mind from Wang Yang-ming to Wang Chi // Self and Society in Mind Thought. N.Y.- L., 1970. Takehiko Okada. Wang Chi and the Rise of Existentialism // Ib. Мои Tsung-san. The Immediate Successor of Wang Yang-ming. Wang Lung-hsi and his Theory of Ssu-Wu // PEW. 1973. Vol. 23. №1 - 2. Chang Chung-yuan. "The Essential Source of Identity" in Wang Lung-ch'i's Philosophy // Ib. Tu Wei-ming. Humanity and Self-Cultivatkm. Essays in Confucian Thought, lierk., 1979. P. 162 - 78.А.И. Кобзев.
Дополнительный поиск Ван цзи
На нашем сайте Вы найдете значение "Ван цзи" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван цзи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 7 символа