Пять элементов

138

У СИН("пять стихий", правильнее - "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов")Одна из основополагающих категорий кит. Философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно к-рой все осн. Параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру.Этимология. Значение иероглифа син (3) - "перекресток дорог" - определяет его семантику - "ряд", "шеренга", "движение", "ходьба". У с. В т.н. Космогонич. Порядке суть "вода", "огонь", "металл", "дерево", "почва". Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены пяти рядов-классов, на к-рые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, к-рые связаны с "огнем", "водой" и т.п.

Не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреч. Философии, а функционально.В генетич. Смысле У с. Также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа - изнач. "Хаоса" (хунь дунь) или "Великого предела" (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то. "пять сторон света", "пять времен года", "пять чисел", "пять благодатей", "пять пневм", "пять цветов", "пять вкусов" и т.д., У с. Образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков У с., связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами.Важнейшие среди этих порядков - "взаимопорождение" ("дерево" - "огонь" - "почва" - "металл" - "вода" - "дерево") и "взаимопреодоление" ("почва" - "дерево" - "металл" - "огонь" - "вода" - "почва") преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрич.

Плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы.Истоки учения об У с. Восходят к древнейшим (конец 2 тыс. До н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан - "пять сторон света", у фэн - "пять ветров-направлений") или более поздним (1-я пол. 1-го тыс. До н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу - "шесть складов", у цай - "пять материалов"). В "Гуань-цзы" (3 в. До н.э.) говорится, что У с. Были созданы мифич. Императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами.Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об У с., - гл. "Хун фань" из "Шу цзина". Развитую форму учение об У с.

Обрело в 4 - 2 вв. До н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно стало неотъемлемой частью практически всех филос. И науч. Построений, а в наст, время продолжает играть ведущую роль в теории кит. Медицины.** Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу // Китай. Япония. История и филология. М., 1961. Кобзев А.И. Пять элементов и "магич." фигуры "И цзина" // 12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981. Его же. Классификационная схема "пять элементов" -у син // 13-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1982. Его же. О категориях традиц. Кит. Философии // НАА. 1982. №1. Его же. Учение о символах и числах в кит. Классич. Философии. М., 1994. Гл. 4.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Путь, пронзающий единым

ИГУАНЬ ДАО "Путь, пронзающий Единым" - крупнейшее в Китае и, вероятно, в мире сектантское объединение новейшего времени.Широко распространено в ряде стран Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. Известно также под назв. Чжунхуа даодэ цзышаньхуэй ("Кит. Об-во морали, добродетели и милосердия"). Назв., восходящее к фразе Конфуция "Мой путь - пронзать Единым", подразумевает непрерывную передачу мистич. Духовного учения первомудрецов через каналы И.д. На Тайване известно как Тянь дао - "Небесный путь" и ..

Пять куч

У ЮНЬУ инь, у чжун, санскр. Панча скандха - доел, "пять куч", "пять скоплений"Одна из важнейших категорий учения буддизма о психич. Деятельности. Отрицая существование единой, субстанциальной индивид, души, буддизм рассматривает личность как структурно упорядоченную комбинацию дхарм (см. Фа (1), п. 2), распределяющихся по пяти осн. Группам (скандха, юнь). Совокупность пяти скандх создает, по буд. Представлениям, эмпирич. Личность. В учении хинаяны, трактующем "человеч. Я" (найратмья, жэнь во) ка..

Равенство великое

ДА ТУН (1). "Великое единение", "Великое равенство".Одна из осн. Утопич. Социально-политич. Концепций конфуцианства. Гл. Компонент бинома Д.т.- понятие "тун (1)" ("единение, объединение, совместимость, тождественность") в древнекит. Памятниках имеет разные значения. Напр., в "Чжоу ли" (5 - 2 вв. До н.э.) - объединение из 10 тыс. Территориальных единиц, "колодцев" (цзин (6), см. Цзин тянь). В "Мо-цзы" (5 - 3 вв. До н.э.) тун (1) определяется как "повторенность" (чун), "(едино) телесность" (ти (1)..

Равенство. канон великого равенства

См. Благоденствие. Канон великого благоденствия. ..

Дополнительный поиск Пять элементов Пять элементов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пять элементов" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пять элементов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа